Эбу двигателя что это
Перейти к содержимому

Эбу двигателя что это

  • автор:

Блок управления двигателя: устройство, неисправности и диагностика

Одним из важнейших элементов практически всех современных двигателей является электронный блок управления. Это название довольно длинное, так что его сокращают до ЭБУ двигателя. Блок имеет сложное устройство, а его производством занимается ограниченное число фирм. По факту, они же владеют патентами и ограничивают деятельность других фирм, но это уже другой вопрос. Грамотному автолюбителю стоит разбираться в том, что представляет собой ЭБУ двигателя, какое место в структуре автомобильных систем он занимает, какие элементы ему подконтрольны и по каким причинам он может выйти из строя. Обо всем этом – в материале Avto.pro.

ЭБУ Bosch

Важная ремарка

Сразу отметим, что под ЭБУ понимают вообще все встраиваемые системы, которые получают управляющие сигналы от одной или сразу нескольких систем и подсистем автомобиля. Звучит довольно сложно, так что попробуем разобраться. К примеру, в большинстве автотранспортных средств используются такие управляющие системы и подсистемы:

  1. Контроллер ЭСУД. Часто его называют просто контроллером системы управления ДВС;
  2. ECM. Тот самый модуль управления двигателем;
  3. ECU. Еще один электронный блок управления, однако этим сокращением принято обозначать основу всех электронных управляющих систем автомобиля.

И снова мы возвращаемся к термину ЭБУ и его, если можно так выразиться, универсальности. В действительно встроенных управляющих систем много: непосредственно электронных блок управления двигателем (является наиболее распространенным), центральный блок управления, главный электронный модуль, центральный модуль синхронизации, объединенный моторно-трансмиссионный блок управления, модуль управления подвеской, блок управления тормозной системой, контролер кузова. И это лишь часть возможных вариантов . Часто все системы объединяют под одним термином «компьютер автомобиля». Однако важно понимать, что:

  • Электронная управляющая система состоит из множества блоков и модулей;
  • Каждый блок и модуль является специализированным и не может взять на себя задачи другого блока и модуля.

Основным и наиболее часто встречающимся блоком управления является ЭБУ двигателя . Не совсем правильно будет называть его самым важным, но по факту он контролирует работу силового агрегата, а значит, от его работоспособности зависит очень многое. Например, он считывает и оптимизирует ряд важнейших параметров автомобиля: крутящий момент, состав выхлопных газов, мощность, расходник топлива. В тандеме с ЭБУ двигателя работает целая плеяда датчиков. Далее мы будем рассматривать именно ЭБУ двигателя, а обозначать его будем просто как ЭБУ. И еще раз напоминаем: электронных блоков много, однако в рамках данного материала для простоты мы будет обозначать управляющий элемент двигателя как ЭБУ.

Подробнее об устройстве ЭБУ

Электронный блок управления, иначе называемый контроллером, а в народе «мозгами» двигателя, устроен довольно сложно. Внешне это относительно небольшой блок с металлическим корпусом , но все самое интересное скрыто внутри. Блок управления включает в себя такие элементы:

  • Процессорная часть, иначе называемая микроЭВМ;
  • Элементы, формирующие сигналы, иначе входные и выходные формирователи;
  • Источник питания;
  • Многополюсный штекерный разъем.

Как читатель наверняка знает, ЭБУ работает в тандеме со множеством датчиков. Вот несколько примеров: датчик положения дроссельной заслонки, датчик массового расхода воздуха, датчик детонации. Практически всем этим датчикам посвящены отдельные материалы раздела « Полезные советы » на Avto.pro – советуем ознакомиться с ними. А мы продолжим разбор ЭБУ.

Какими системами управляет ЭБУ

Как устроена процессорная часть

Основой процессорной части ЭБУ является однокристальная микроЭВМ (микро электронно-вычислительная машина). По сути, это есть тот самый «мозг» электронного блока управления двигателя. По современным меркам микроЭВМ устроен довольно просто. Дело в том, что ключевые его элементы входят в структуру, которая умещается на одном кристалле (чипе). Важным моментом в описании микроЭВМ является его разрядность . Разрядностью называют количество бит информации, оперировать с которыми будет микропроцессор. МикроЭВМ бывают 8-, 16- и 32-разрядными. Сами устройства включают в себя:

  • Центральный процесс;
  • Постоянное запоминающее устройство (сокр. ПЗУ);
  • Аналогово-цифровой преобразователь (сокр. АЦП);
  • Оперативное запоминающее устройство (сокр. ОЗУ);
  • Порты ввода и вывода;
  • Генератор тактовой частоты;
  • Таймеры, иначе называемые счетчиками.

Можно провести параллель между современным компьютером и процессорной частью ЭБУ. По факту, в ЭБУ объединяется ряд компонентов, которые в системных блок персональных компьютеров и ноутбуков идут отдельно друг от друга, но объединяются материнской платой. Здесь есть интересные особенности, но их мы рассматривать не будем – автолюбителю важно понимать, что принципиальные схемы современных электронно-вычислительных машин очень похожи друг на друга.

Центральный процессор ЭБУ подбирает команды и данные из памяти и производит различные операции над этими данными. Кроме того, он управляет сигналами, проходящими через внутреннюю шину адреса и данных. Постоянное запоминающее устройство – это то место, где хранятся программы и данные. Информация имеет вид констант. Сама же программа записывается в виде машинных кодов микроЭВМ. Данные представляют собой калибровочные таблицы констант , участвующих в процессе расчетов. Данные из таблиц могут быть выбраны и в качестве управляющих параметров. Что интересно, данные в ПЗУ хранятся неограничено долго. Оперативное запоминающее устройство берет на себя задачу хранения данных, которые могут измениться. Например, промежуточных результатов вычислений или же значений, получаемых от датчиков. Хранить информацию ОЗУ может в течение ограниченного промежутка времени – она стирается после отключения питания.

ЭБУ без крышки

Тандем центральный процессор – ПЗУ – ОЗУ является ключевым для ЭБУ. Если говорить по-простому, именно этот тандем выделяет данные и параметры, обсчитывает их, запоминает и отдает команды. К этому тандему также можно отнести так называемые энергонезависимые ОЗУ . Они питаются от аккумуляторной батареи напрямую. Такая память может записать данные и хранить их очень долго. Пока аккумулятор не потеряет накопленную энергию вследствие саморазряда, энергонезависимые ОЗУ продолжат хранить данные.

Важным элементом ЭБУ является аналогово-цифровой преобразователь. Дело в том, что однокристальные микроЭВМ могут работать только с цифровыми сигналам. В АЦП аналоговый сигнал преобразуется в цифровой код. Порты ввода и вывода, как несложно догадаться из их названия, служат для получения и считывания входных сигналов и передачи выходных сигналов и информации. Таймером же называют устройство, которое служит как для измерения интервалов времени , так и подсчета числа событий . Генератор тактовой частоты призван синхронизировать работы всей системы за счет выработки тактовых импульсов. От точности работы генератора будет зависеть точность измерения интервалов времени.

Как работают формирователи входных и выходных сигналов

Как уже было указано, в ЭБУ нет смысла, если к нему не подключены датчики. Именно они измеряют физические параметры, преобразовывают результаты измерений в электрический сигнал и далее направляют его блок управления. Сигнал от датчика проходит формирователь, в котором от усиливается или ослабляется – это называется согласованием уровней . Входные формирователи также защищают ЭБУ он перенапряжения. Формирователи работают с такими сигналами:

  • Аналоговые;
  • Дискретные;
  • Частотные.

Формирователи делятся на подтипы в зависимости от того, с какими сигналами они работают. Это связано с тем, что разные типы сигналов имеют различные параметры. Вот например:

  • Аналоговые сигналы меняются во времени непрерывно. Примером является сигнал с датчика положения дроссельной заслонки. Непрерывно поступающие сигналы проходят через обработку в формирователи, а затем поступают к аналогово-цифровому преобразователю и к процессорной части ЭБУ;
  • Дискретные сигналы меняются скачкообразно и являются прерывистыми. В качестве примера можно взять сигнал включения зажигания. Его изменения происходит резко, а сам сигнал поступает сначала в преобразователь, а затем напрямую в процессорную часть ЭБУ;
  • Частотные сигналы наиболее интересны. Они не просто изменяют частоту – эти изменения сами по себе несут информацию о реальных изменениях величин, которые измеряет датчик. Соответственно, и обработка этих сигналов будет сложной. Сначала они ограничиваются по амплитуде, а затем поступают на вход таймера.
Запчасти на Nissan primera

PRIMERA sedan (P11) (09.96 — 01.02)

Что такое электронный блок управления двигателем?

ЭБУ – электронный блок управления двигателем автомобиля, его другое название – контроллер. Он принимает информацию от многочисленных датчиков, обрабатывает ее по особым алгоритмам и, отталкиваясь от полученных данных, отдает команды исполнительным устройствам системы.

Электронный блок управления является составным звеном бортовой сети автомобиля, он ведет постоянный обмен данными с другими компонентами системы: антиблокировочной системой, автоматической коробкой передач, системами стабилизации и безопасности автомобиля, круиз-контролем, климат-контролем.

Обмен информацией ведется посредством CAN-шины, которая объединяет все электронные и цифровые системы современного автомобиля в одну сеть.

ЭБУ3

Благодаря такому подходу можно оптимизировать работу двигателя: расход топлива, подачу воздуха, мощность, крутящий момент и др.

Основными функциями ЭБУ являются:

  • управление и контроль за впрыском топлива в инжекторных двигателях;
  • контроль за зажиганием;
  • управление фазами газораспределения;
  • регулировка и поддержание температуры в охлаждающей системе двигателя;
  • контроль за положением дроссельной заслонки;
  • анализ состава выхлопных газов;
  • контроль за работой системы рециркуляции отработанных газов.

Кроме того на контроллер поступает информация о положении и частоте вращения коленчатого вала, текущей скорости движения транспортного средства, о напряжении в бортовой сети автомобиля. Также ЭБУ оснащен системой диагностики и в случае обнаружения каких-либо неполадок или сбоев информирует о них владельца посредством кнопки Check-Engine.

Каждая ошибка имеет свой код и эти коды сохраняются на запоминающем устройстве.

При проведении диагностики специалисты подключают к контроллеру через разъем сканирующее устройство, на экран которого выводятся все коды ошибок, а также информация о состоянии двигателя.

ЭБУ4

Устройство электронного блока управления двигателем.

Контроллер представляет из себя электронную плату с микропроцессором и запоминающим устройством, заключенную в пластиковый или металлический корпус. На корпусе имеются разъемы для подключения к бортовой сети автомобиля и сканирующему устройству. ЭБУ обычно устанавливается либо в подкапотном пространстве, либо в переднем торпедо со стороны пассажира, за бардачком. В инструкции обязательно должно быть указано место расположения контроллера.

Для нормального функционирования в блоке управления применяется несколько типов памяти:

  • ППЗУ – программируемое постоянное запоминающие устройство – здесь содержатся основные программы и параметры работы двигателя;
  • ОЗУ – оперативная память, используется для обработки всего массива данных, сохранения промежуточных результатов;
  • ЭРПЗУ – электрически репрограммируемое запоминающее устройство – применяется для хранения различной временной информации: коды доступа и блокировки, а также считывает информацию о пробеге, времени работы двигателя, расходе топлива.

Программное обеспечение ЭБУ состоит из двух модулей: функционального и контрольного. Первый отвечает за прием данных и их обработку, отправляет импульсы на исполняющие устройства. Контрольный модуль отвечает за корректность входящих сигналов от датчиков и в случае обнаружения каких-либо расхождений с заданными параметрами проводит корректирующие воздействия, либо полностью блокирует работу двигателя.

ЭБУ1

Внести изменения в программное обеспечение ЭБУ можно только в авторизованных сервисных центрах.

Необходимость в перепрограммировании может возникать при проведении чип-тюнинга двигателя для повышения его мощности и улучшения технических характеристик. Провести данную операцию можно только при наличии сертифицированного программного обеспечения. Однако, производители автомобилей очень неохотно делятся данной информацией, поскольку не в их интересах, чтобы пользователи самостоятельно изменяли настройки.

Ремонт и замена ЭБУ.

Если контроллер выходит из строя или работает некорректно, то прежде всего это отображается в провалах в работе двигателя, а иногда и в полной его блокировке. Check Engine может постоянно высвечивать ошибку, которую невозможно удалить. Основные причины выхода ЭБУ из строя это:

  • перегрузка, воздействие короткого замыкания;
  • влияние внешних факторов – влага, коррозия, удары, вибрация.

Кроме того любой микропроцессор перегревается, если система охлаждения выходит из строя.

Ремонт, равно как и замена блока управления обойдутся не дешево. Оптимальным вариантом будет приобретение нового блока. Чтобы его подобрать, нужно знать все параметры машины. Важно также правильно произвести настройку. ЭБУ будет нормально функционировать при условии, что на него поступают сигналы от всех датчиков и поддерживается нормальный уровень напряжения в сети.

Доступ к сервису временно запрещён

С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.

Что мне делать?

Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.

Электронный блок управления автомобиля: что делает и коды ошибок

Фото: Shutterstock

Современные автомобили невозможно представить без набора систем, отвечающих как за безопасность, так и за комфорт. Работа каждой возможна благодаря сложным электронным компонентам. Один из главных — электронный блок управления (ЭБУ). В конструкции автомобилей электронных блоков управления может быть несколько, хотя чаще всего ЭБУ связывают с работой двигателя. Последний представляет собой основной компьютер, который отвечает за исправную и эффективную работу силового агрегата. Но есть и те, которые не имеют отношения к мотору, например для управления подушками безопасности или электрическими стеклоподъемниками.

Что такое ЭБУ

Электронный блок управления (ЭБУ) — это устройство, отвечающее за контроль, регулирование и изменение работы электронных систем автомобиля. Проще говоря, это компьютер, «мозги» автомобиля.

Обычно под ЭБУ подразумевают блок управления двигателем, но это не всегда так. В современных авто бывает несколько десятков контроллеров, отвечающих за функционирование различных систем — от форсунок до режима работы щеток стеклоочистителя. Чем выше класс авто, тем этот список шире. Вот некоторые из самых распространенных модулей:

  • двигателя: отвечает за настройку зажигания, подачу топлива;
  • коробки передач: контролирует ступень и время переключения передач;
  • подвески: регулирует подвеску в соответствии с текущими условиями вождения, высоту дорожного просвета;
  • кузова: отвечает за управление системами комфорта и безопасности — дверные замки, электрические стеклоподъемники, освещение салона, климат-контроль, подушки безопасности;
  • телематики: применяется в так называемых подключенных авто и отвечает за работу интернет-соединения, телефонии, GPS-настроек и навигационных систем.

Для работы этих и других систем бывает свой компьютер, но чаще один блок контролирует несколько смежных функций. Начинка ЭБУ схожа с персональным компьютером, у него есть свои платы, процессор и микросхемы. Основные рабочие элементы электронного блока управления следующие:

  • Постоянная память. В ней хранятся заданные производителем настройки и алгоритмы работы той или иной системы (подача топливно-воздушной смеси, условие для срабатывания подушки безопасности). Набор этих данных постоянен.
  • Оперативная память. Здесь хранится временная информация, которая с определенным промежутком времени перезаписывается. Например, в нее поступают данные о температуре двигателя, пробеге и расходе топлива.
  • Процессор. Отвечает за все вычислительные и логические процессы, сравнение заданных алгоритмов с входящими данными от многочисленных датчиков.
  • Входные порты и датчики. Это те проводники, по которым в компьютер поступает информация. Обычно это два или более проводов, подключенных к устройству.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Данные с этих входов оцениваются ЭБУ и сравниваются с сохраненными бортовыми алгоритмами. Затем компьютер решает, что должно произойти, чтобы обеспечить правильное функционирование конкретной системы, и выдает соответствующие команды. Таким образом, ЭБУ не только упрощает управление авто, но и оптимизирует такие параметры, как расход топлива, уровень вредных выбросов, динамика авто и пр.

Где находится ЭБУ

Единого стандарта расположения электронного блока управления в автомобилях не существует. Поэтому его установка варьируется от марки и модели. Но чаще всего ЭБУ располагается в подкапотном пространстве или под обшивкой в салоне. Внешне он напоминает небольшую коробку в пластиковом или металлическом коробе с маркировкой производителя.

Если говорить об ЭБУ двигателя, то вот несколько распространенных мест, где его можно найти:

  • в моторном отсеке, непосредственно рядом с двигателем;
  • под перчаточным ящиком;
  • за приборной панелью или обшивкой центральной консоли;
  • в подкапотном пространстве, в районе лобового стекла;
  • возле АКБ;
  • под подкрылком левого колеса.

Как правило, доступ к ЭБУ не составляет проблем. Но у ряда моделей он находится в неудачных местах. В результате на блок попадает вода, например, при сильных дождях, или другие технические жидкости. Все это со временем может привести к выходу из строя контроллера.

Ошибки ЭБУ

Когда блок управления двигателем автомобиля обнаруживает проблему или неисправность, он запускает специальный код, а на приборной панели загорается индикатор Check — оранжевый значок двигателя. Код неисправности состоит из пяти символов, шифрующих информацию о месте и типе ошибки. Первый — это буква: P, B, C или U — и следующие четыре цифры.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Значение букв в коде ЭБУ:

  • P — неисправность в силовой установке, включая двигатель и трансмиссию.
  • В — проблемы с климат-контролем, освещением или подушками безопасности.
  • C — шасси, тормозная система, рулевое управление, подвеска;
  • U — указывает на ошибки сетевого обмена данными и проблемы с проводкой.

Второй символ, или первая цифра от 0 до 3. Она отражает код производителя и общую информацию для конкретного блока. Следующая цифра (третий по счету символ) объясняет, к чему относится неисправность, то есть указывает на проблемы в конкретных системах автомобиля.

Значение цифр в коде ЭБУ:

  • 1 — система подачи топлива;
  • 2 — инжектор, воздухоподача;
  • 3 — зажигание;
  • 4 — контроль выхлопов;
  • 5 — скорость и холостой ход;
  • 6 — ЭБУ и его цепи;
  • 7,8 — трансмиссия.

Количество комбинаций букв и цифр большое, как и неисправностей. При этом компьютер может фиксировать сразу несколько ошибок. Для диагностики и определения проблемы используют специальные считывающие программы. Стоимость работ по проверке ЭБУ относительно невысокая — в среднем 1500 руб., а сама процедура занимает не более 30 минут. Пройти диагностику можно как у авторизованного дилера, так и на любой СТО и в автосервисе.

Примеры кодов ошибок ЭБУ и их расшифровка:

  • P0300-P0305 — пропуски зажигания;
  • Р0171, Р0174 — качество топливно-воздушной смеси;
  • Р0440, Р0442, Р0446, Р0455 — цепь управления системы контроля отвода паров топлива;
  • Р0420, Р0430 — работа каталитического нейтрализатора;
  • Р0201, Р0202, Р0203, Р0204 — цепь управления форсунками первого, второго, третьего и четвертого цилиндров.
  • Р0506, Р0507 — система холостого хода, низкие/высокие обороты двигателя;
  • Р0116, Р0117, Р0118 — цепь датчика температуры охлаждающей жидкости.

Ремонт ЭБУ

Поскольку блок управления двигателем запрограммирован по-своему для разных автомобилей, его замена не универсальна. Фактически, компьютер из автомобиля того же года, марки, модели и типа двигателя может не работать в, казалось бы, идентичном авто.

Фото: Shutterstock

Фото: Shutterstock

Как и для любой другой электроники, для ЭБУ автомобиля наиболее опасны скачки напряжения. Если в бортовой сети произошел разрыв или короткое замыкание, то, скорее всего, этот сбой отразится на «мозгах».

Кроме того, к нарушению работы ЭБУ также может приводить:

  • перегрев блока;
  • коррозия;
  • механическое повреждение процессора и микросхем от удара или сильных вибраций;
  • на ряде современных авто к некорректной работе ЭБУ приводит «прикуривание» другого автомобиля на работающем двигателе и снятие аккумулятора.

Неисправность модуля выражается по-разному: мигающий индикатор Cheсk, троение, пропуски зажигания, отправка неверных команд, но в самом худшем случае — автомобиль просто не заводится.

Ремонт ЭБУ — задача не из простых. Он предполагает полную разборку блока и очень точную и детальную работу с электроникой. Поскольку это высокотехнологичный элемент, который влияет на работу почти всех компонентов автомобиля, важно быть уверенным в мастерской, выполняющей работу. В некоторых случаях требуется полная замена модуля.

Можно ли сделать перепрошивку ЭБУ

ЭБУ автомобиля можно перенастроить, загрузив в него новую часть программного обеспечения. Этот процесс называется «перепрошивка». Благодаря ему можно настроить определенные параметры автомобиля по-новому. Например, для улучшения производительности двигателя или, наоборот, повышения экономичности. Вот некоторые из наиболее распространенных переменных, на которые может повлиять перепрошивка:

  • соотношение воздушно-топливной смеси;
  • регулировка момента зажигания;
  • ограничение максимальной скорости автомобиля.

При желании и соответствующем опыте изменить настройки ЭБУ можно самостоятельно. Но, как правило, за подобной услугой обращаются в специализированные сервисы. Лучше всего подбирать мастеров на клубных и профильных форумах.

При этом стоит помнить, что в случае нового авто перепрошивка автоматически аннулирует гарантию. Кроме того, всегда остается риск запустить цепь других неисправностей при не очень удачном вмешательстве в «мозги».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *