Напряжение зарядки автомобильного аккумулятора от генератора
Нормально заряженный аккумулятор – непременное условие комфортной езды. В холодное время года особенно важно, чтобы аккумулятор обеспечивал надежный запуск двигателя автомобиля.
Современные автомобили, особенно представительского класса, имеют блок управления зарядкой АКБ, который следит за основными параметрами процесса. В транспортных средствах бюджетной категории такие устройства отсутствуют. Опытные водители выполняют эту задачу самостоятельно. Рассмотрим, как произвести наиболее полный контроль за процессом зарядки аккумулятора.
Причины нарушения процесса зарядки аккумуляторной батареи
Основной параметр в процессе зарядки АКБ – ток заряда. От его величины зависят многие параметры.
Скорость восполнения емкости
Бытует мнение, что для нормальной зарядки аккумулятора ток заряда должен составлять 10% от его емкости, т.е. при емкости аккумуляторной батареи 50 Ампер*часов ток заряда будет составлять 5 Ампер. При таких условиях полностью разряженный аккумулятор будет набирать свою емкость до номинала 10 часов.
Представьте, вас завели от проводов другой машины в зимнее время, и для того, чтобы дать полностью зарядиться автомобильному аккумулятору, необходимо 10 часов подряд ездить на машине, то есть проехать километров пятьсот.
Считается, что для восполнения заряда аккумулятора до номинального значения достаточно проехать 30 километров в нормальном цикле, а в условиях городских пробок наполовину меньше. То есть, если ваша работа находится на расстоянии более 10-ти километров от дома, этого вполне достаточно, чтобы не беспокоиться о дозаряде АКБ вне машины.
Иной случай, когда работа рядом с домом. Вы потратили емкость при запуске авто, быстро доехали до работы, затем также домой. Через неделю-другую у вас разрядился аккумулятор. И совсем не потому, что что-то не в порядке с машиной, просто такой ритм езды.
В этом случае следует подумать о прогреве двигателя даже в теплое время года только для того, чтобы аккумулятор был всегда в заряженном состоянии.
Вернемся к току заряда. Если на автомобиле достаточно проехать 30 километров для полного заряда аккумулятора, а не 500, как в примере, следовательно, и ток заряда генератора автомобиля не 5 Ампер, а значительно выше.
Долговечность АКБ
Нормальный срок службы аккумуляторной батареи – более пяти лет. Подержанные автомобили, пригнанные из-за границы имеют на борту вполне рабочие аккумуляторы семи-девятилетней выдержки. Там, правда, и условия хранения авто другие, и температура зимой побольше.
Есть три причины невысокой долговечности АКБ: нарушение режима заряда аккумулятора, качество аккумуляторной батареи, человеческий фактор, проще говоря, лень.
Начнем с первой. Если аккумулятор заряжается не на полную емкость постоянно, то пластины подвергаются процессу сульфатации. Сульфатацию, или образование сернокислого свинца на пластинах, можно сравнить с язвой желудка у человека, только у людей ее можно лечить, а аккумуляторная язва лечению практически не поддается.
Есть различные методики полного разряда-заряда, заряд импульсными токами. Может на какие-то проценты восстановление есть, но если аккумулятор лег полностью, то увы…
Качество АКБ зависит от производителя. Современные технологии влияют только на увеличение емкости батареи при уменьшении размеров и массы, соответственно, количества свинца.
Как выбрать аккумулятор лучшего качества? Если есть два разных экземпляра с одинаковой емкостью, пусковым током, стоимостью, покупать лучше тот, что тяжелее, там больше свинца, он прослужит дольше.
Про человеческий фактор. Самая главная ошибка, совершаемая владельцами автомобилей, — поставить автомобиль на стоянку осенью вместе с аккумулятором до весны.
Если несколько месяцев аккумулятор проведет в разряженном, даже не полностью заряженном состоянии, да еще в холоде при пониженной плотности электролита, вряд ли он доживет до весны.
Если вы периодически используете автомобиль зимой, то регулярно (пару раз в неделю) необходимо заводить автомобиль и прогревать его не менее пятнадцати минут, проверяя напряжение зарядки.
Если же зимой автомобиль не эксплуатируется, лучше аккумулятор с автомобиля снять, полностью зарядить и хранить в теплом помещении, раз в месяц осуществляя подзаряд.
При каждодневной эксплуатации транспортного средства необходимо производить регулярную проверку зарядки аккумуляторной батареи от генератора.
Как проверить зарядку аккумулятора от генератора
Проверка процесса зарядки аккумулятора возможна следующими методами:
- визуальная диагностика;
- компьютерная диагностика;
- диагностика с помощью приборов физических измерений.
Визуальный контроль
Визуальную диагностику можно и нужно делать хотя бы раз в неделю.
Летом обязательно необходимо осуществлять контроль уровня электролита либо на просвет либо через отверстия долива электролита. Если аккумулятор необслуживаемый, следить за индикаторным окном.
Когда идет процесс перезаряда (слишком большой ток зарядки, он возможен при неисправности генератора), идет выкипание электролита. Это приводит к увеличению концентрации кислоты, разъеданию пластин, еще большему увеличению тока и температуры.
Видео — напряжение зарядки автомобильного аккумулятора от генератора, токи утечки и другие проверки:
Такой лавинообразный процесс может уничтожить аккумулятор за пару часов. Поэтому, если вы увидите над местом установки АКБ какие-то изменения краски, посторонний налет, изменение оттенка корпуса аккумулятора возле одной из банок или крышек доливки электролита, немедленно устанавливайте причину.
Если же контрольное окно аккумуляторной батареи при постоянной эксплуатации находится не в зеленой зоне, значит, процесс заряда нарушен.
К визуальному методу можно отнести и контроль за лампочкой «аккумулятор» на приборной панели. Если она не загорается при включении зажигания, либо не тухнет после запуска двигателя, либо мерцает в зависимости от оборотов двигателя, тогда процесс зарядки аккумуляторной батареи нарушен.
Еще один совет по визуальной проверке процесса заряда. В темное время суток обратите внимание на уровень яркости ближнего-дальнего света при изменении оборотов двигателя. Это лучше сделать, осветив белую стену. Если яркость увеличивается при увеличении оборотов двигателя, значит неправильно работает регулятор напряжения-тока в генераторе, надо проверять генератор.
Компьютерная диагностика
Компьютерная диагностика автомобилей, оснащенных контроллером заряда аккумулятора, даст полную картину работы генератора, блока управления зарядом, уровня работоспособности батареи.
Но таких автомобилей немного. Обычная компьютерная диагностика даст информацию о напряжении бортовой сети. Но ее можно получить и с помощью обычного мультиметра.
Диагностика с помощью приборов
Водители со стажем помнят, что в состав гаражного инструмента непременно входили ареометр и нагрузочная вилка.
Аккумуляторный ареометр служит для измерения плотности электролита. Нормальная плотность от 1,23 до 1,28 г/см.куб. Чем температура ниже, тем плотность должна быть выше, а то аккумулятор замерзнет и выйдет из строя.
С помощью нагрузочной вилки можно определить «подгулявшую» банку и провести ее ремонт.
Сейчас стоимость ремонта будет больше стоимости нового аккумулятора, поэтому эти приборы в любительской практике не применяются.
Самый универсальный прибор контроля зарядки аккумулятора – мультиметр. Как с помощью него осуществить проверку заряда АКБ?
Во-первых, до поездки на холодном двигателе измерьте напряжение на аккумуляторной батарее. Оно должно быть не менее 12,5 Вольт. Включите зажигание. В нормальном случае напряжение упадет на 0,1 – 0,3 Вольта, но все равно должно быть не менее 12,4 Вольт для запуска двигателя.
Далее запускаем двигатель. Проверяем напряжение на аккумуляторной батарее. В случае нормального процесса зарядки аккумулятора напряжение должно быть в пределах от 13,5 до 14,5 Вольт.
Если напряжение будет выше, идет процесс перезарядки аккумуляторной батареи. Это возможно в следующих случаях:
- неисправен генератор (регулятор напряжения, диодный мост, закоротка обмотки возбуждения);
- потеряна емкость аккумуляторной батареи (старение, выкипание, разрушение пластин);
- нарушение в блоке контроля зарядки аккумулятора (при наличии).
Если напряжение менее 13,5 Вольт, это свидетельствует, что заряд идет слабый, неправильно работает регулятор напряжения генератора, возможны проблемы с проводкой.
В случае, когда напряжение вообще не изменилось, наоборот уменьшилось, необходимо проверять генератор либо электропроводку.
С помощью мультиметра можно произвести измерение тока заряда. Для этого необходимо отсоединить толстый провод от генератора. Тщательно его заизолировать (на нем + батареи). Далее подсоединить один щуп мультиметра на освободившийся контакт генератора, другой к плюсу аккумуляторной батареи.
Переключить мультиметр в режим «измерение тока» на предел 10 Ампер. Завести двигатель. Ток заряда вначале будет большим (более 5 Ампер), затем по мере зарядки аккумуляторной батареи будет уменьшаться.
Проверку зарядки аккумуляторной батареи необходимо делать не реже одного раза в месяц, а в зимний период и чаще. Ведь в это время года от исправной работы аккумулятора зависит безопасность водителя и пассажиров.
Не все знают как определить класс страхования ОСАГО и не терять скидку при оформлении полиса..
Использовать ли автомобильные присадки Супротек каждый автовладелец решает сам.
Перед покупкой б/у машины рекомендуется https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/proverit-mashinu-po-vin-kodu.html проверить её в ГИБДД и на сайтах других ведомств.
Видео — как проверить зарядку АКБ от генератора:
Как проверить зарядку аккумулятора от генератора автомобиля?
Как известно, после отдачи части накопленного заряда аккумулятором автомобильному стартеру для того, чтобы запустить двигатель, он начинает получать ток, который возникает во внутренней сети автомобиля благодаря работе генератора – всех остальных участков электрической цепи машины.
Вырабатываемое зарядное напряжение уходит в аккумуляторную батарею и также используется потребителями электрики в рамках автомобиля. Напряжение на клеммах с плюсом батареи и на генераторе в целом должно быть одинаковым, потому что они прямо соединяются между собой. Замеряя напряжение аккумулятора, одновременно проводиться и замер напряжения генератора. При работающем моторе оно должно превышать 12 вольт и ниже данного значения не падать, даже если включить все электроприборы автомобиля.
Для того, чтобы проверить уровень заряженности, вольтметр нужно подключить на клеммы батареи. При холостом ходе машины, и когда нагрузка со стороны всех остальных потребителей выключена, нагрузка должна составлять до 14 вольт. Аккуратно нужно проверить выключение кондиционера, вентилятора или климат-контроля, дальнего света, обогревателей стёкол, подогрев сидений и остальные аппараты, требующие питания. В результате в норме падение напряжения должно достигнуть от 13,3 вольта до 13,8 вольт. Это означает, что и генератор, и аккумулятор остаются «на ходу» и в отличном состоянии. Если же напряжение падает больше, чем на 0,5 вольта, значит, один из этих двух приборов неисправен, и с ним нужно разбираться. Проверить аккумулятор можно с помощью нагрузочной вилки.
В случае обнаружения каких-либо проблем немедленно менять генератор нет смысла, потому что прежде всего желательно сделать проверку показаний сопротивления крупного провода, ведущего со стороны генератора к аккумулятору, а также уровень натянутости для генераторного ремня, соприкосновение «массы» с мотором. Следует проверять показания сопротивления лишь во время, когда мотор заглушен, его значение должно не пересекать величину 20 Ом, а в режиме, работающего двигателя, ему следует находиться в диапазоне от 40 Ом до 50 Ом. Если уровень увеличивается в рамках несколько Ом, нужно очищать контакт «массы», параллельно сделать это же для кабеля, а потом всё поставить аккуратно на свои места. Когда всё полностью исправно, напряжение же остаётся низким, нужно снимать генератор и отправлять на ремонт или диагностику.
Как проверить генератор, не снимая его с авто?
Что приходит на ум, когда стартер при заводе крутится с трудом, а батарея часто разряжается? Каждый скажет, что проблема в аккумуляторе. Так и есть, но прежде чем идти за новым АКБ, следует проверить работу генератора, ведь он мог стать причиной преждевременного выхода из строя батареи.
Первый метод – мультиметр
Не у всех есть тестер, но это нужная вещь, как для автомобиля, так и для домашнего хозяйства, поэтому лучше приобрести его. Также прибор наверняка найдется у кого-то из знакомых. Как проверить генератор на работоспособность мультиметром? На самом деле это элементарный способ проверки генератора.
Для начала нужно перевести прибор в положение измерения напряжения постоянного тока на 20 В. После этого производятся замеры на клеммах аккумулятора с заглушенным двигателем. Значения должны находиться в пределах 12,5-12,7 В.
Рекомендуем к прочтению:
- Замена аккумулятора на Пежо 308
- Снять аккумулятор на Лада Калина
- Замена АКБ на Haval
После этого нужно запустить авто, но не газовать и не включать никаких электронных систем. Значение тестера должны увеличиться до 14 -14,5 В. При этом некоторые современные производители автомобилей заявляют, что сегодня напряжение в 14,8 В – это также нормально.
После этого нужно дать нагрузку на электрическую цепь. Для этого включаются фары, обогрев салона и стекол, противотуманки и аудиосистема. Напряжение при этом проседает до 13,8-14 В. Если же значения, например, 13,6 В и ниже, то генератор изношен, либо неисправен и нужно его ремонтировать.
Второй метод – снятие клемм с АКБ
Следующий вариант, как проверить генератор на машине, не снимая его, заключается в скидывании клемм с АКБ. Это старый метод, который не требует практически никаких инструментов, а работает с большинством моделей авто. Однако стоит быть аккуратными.
Запускаем двигатель и даем относительно небольшую нагрузку на сеть (обогрев заднего стекла или включаем фары). Когда автомобиль продолжает работать, нужно снять клемму с минуса батареи (для этого понадобится ключ на 10). Убираем ее в сторону.
Если в работе машины не наблюдается перемен, фары все так же горят, то с генератором все в порядке. Но если двигатель моментально заглох, то генерация электричества не осуществляется. Необязательно это проблема с генератором, возможно произошел обрыв цепи.
Перезаряд батареи
Знать, как проверить генератор стоит не только для того, чтобы определить недозаряд, также возможен и перезаряд, что также пагубно влияет на батарею. Это приводит к тому, что электролит «выкипает» и очень скоро аккумулятор выйдет из строя.
Читать также:
Если вы заметили белые потеки сверху на корпусе батареи, то это и есть свидетельство того, что электролит закипел и часть его испарилась. Это значит, что генератор продолжал заряжать АКБ, даже после полной зарядки. Зачастую проблема в реле-регулятора, которое вышло из строя.
Далее для проверки также будет нужен мультиметр. Переводим его в то же положение, что и при проверке недозаряда. Запускаем двигатель и меряем напряжение на клеммах аккумулятора. Если значения превышают 14,9 Вольт, значит идет перезаряд. Нужно менять реле, иначе АКБ будет испорчен.
Стабильная работа генератора влияет на срок эксплуатации аккумулятора. Пагубно влияет, как недозаряд, так и перезаряд. Можно проверить исправность агрегата, не снимая его с машины. Для этого есть два несложных и рабочих способа.
КАК ПРОВЕРИТЬ АККУМУЛЯТОР АВТО НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ?
Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.
Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.
Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.
Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается. Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.
Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.
Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.
Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.
При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.
Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.
Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.
Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.
Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей. Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.
ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ
Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.
Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.
Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.
Всем правильного напряжения в бортовой сети;)