Когда появилось осаго в россии
Перейти к содержимому

Когда появилось осаго в россии

  • автор:

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье приведено сравнение времени возникновения ОСАГО в России и зарубежных странах (на примере США и Ирландии). Рассмотрено принятие Федерального закона об ОСАГО в России. Выявлены основные изменения в данном Федеральном законе, вступающие в силу с 01 января 2017 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Измайлов Е.Ф.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ УБЫТКОВ ЧЕРЕЗ ЕВРОПРОТОКОЛ
Правовое регулирование рынка автострахования в условиях глобализации
Особенности и перспективы развития рынка автострахования в России
ОСАГО — КАК ГАРАНТ УВЕРЕННОСТИ СТЕЙКХОЛДЕРОВ В ОТВЕТСТВЕННОМ И БЕЗОПАСНОМ ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ
Тенденции развития ОСАГО в России
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ»

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63)

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСАГО В РОССИИ

В статье приведено сравнение времени возникновения ОСАГО в России и зарубежных странах (на примере США и Ирландии). Рассмотрено принятие Федерального закона об ОСАГО в России. Выявлены основные изменения в данном Федеральном законе, вступающие в силу с 01 января 2017 года.

Ключевые слова: ОСАГО, страхование, Федеральный закон, ответственность, изменения, полис.

В начале 20-х годов XX века в США заработала на полную мощь Фордовская автомобилестроительная индустрия, благодаря чему и машин на дорогах стало куда больше. И как следствие, стало возникать больше аварий, и появилась реальная угроза причинения ущерба собственности владельцам автотранспорта. Именно в это время и возникла необходимость в обязательном автостраховании, наряду с уже существующим — добровольным.

Массачусетс стал первым штатом, в котором в 1925 году ввели страхование (прародитель ОСАГО) для всех видов автотранспорта. За ним ввели страхование и другие американские штаты. Европейские страны недолго оставались в стороне от нововведений в США, и в 50-ых годах узаконили автострахование на своих территориях [1].

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств введено в Ирландии в 1961 году путем принятия поправок в Закон, регулирующий дорожное движение (Road Traffic Act). Законом установлены страховые суммы, права и обязанности страхователей, страховщиков и потерпевших в ДТП. Помимо Закона, обязательное страхование регулируется иным нормативным документом — «Road Traffic Regulations», аналогом российских Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Правила регламентируют формы:

• заявления о ДТП;

• заявления о выдаче дубликата страхового полиса в связи с утерей оригинала;

• специального знака, удостоверяющего наличие у водителя страхового полиса (Insurance windscreen disc) — аналог российского специального знака государственного образца.

© Измайлов Е.Ф., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63).

Road Traffic Act в 1964 году установила обязанность водителя прикреплять к ветровому стеклу автомобиля специальный знак, свидетельствующий о наличии у водителя полиса обязательного страхования [2].

Первоначально Россия не отставала от других стран и уже в 1924 году начались разговоры об автостраховании, но до середины 60-х годов надобности в нем не было, так как автомобиль считался настоящей роскошью для советских граждан [3].

В 60-х годах от внедрения такого страхования было решено отказаться. И только в 1991 году автострахование появилось в России, но на добровольных началах [4].

Разработка обязательного страхования автогражданской ответственности велась с 1993 года, когда в Государственную Думу Российской Федерации стали поступать различные версии соответствующего законопроекта. Финал разработки законопроекта пришелся на 2000-2002 годы.

И вот, Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят Государственной думой 03 апреля 2002 года, одобрен Советом Федерации 10 апреля 2002 года и подписан Президентом Российской Федерации 25 апреля 2002 года. Из-за долгих дискуссий о тарифах страховых компаний на эту услугу сама система стартовала в России 01 июля 2003 года. С этого дня каждый владелец транспортного средства должен был застраховать свою ответственность перед третьими лицами на случай ДТП.

С 2002 по 2016 год Федеральный закон действовал в 35 редакциях, что говорит о его постоянном динамическом развитии.

В настоящее время в Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» действует в редакции от 23.06.2016 г. Но уже есть редакция от 03.07.2016 г., вступающая в силу с 01 января 2017 года [5].

Изменения в ОСАГО 2017 года в первую очередь затронут полисы ОСАГО. Они теперь будут поделены на три основные категория, которые будут отличаться размером страховых выплат.

Категория «Эконом» подразумевает лимит денежных выплат со стороны страховщика в размере 400 тысяч рублей, предусмотренных за порчу автомобиля, а лимит страховки здоровья составит 500 тысяч рублей. Категория «Стандарт» позволяет застраховать любой риск до 1 миллиона рублей. Категорией «Премиум» могут воспользоваться те лица, которые желают получить выплаты до 2 миллионов рублей.

Еще одним немаловажным изменением является отказ от коэффициента мощности двигателей автомобилей. В настоящее время минимальный коэффициент равен 0,6 для автомобиля с мотором до 50 лошадиных сил, максимальный 1,6 — для автотранспорта мощностью свыше 150 лошадиных сил.

Еще одно изменение подразумевает ввод коэффициента нарушения правил дорожного движения. Сюда же относится вождение транспорта в нетрезвом состоянии, превышение скоростного режима более чем на 40 км/час, нарушение пересечения двойной сплошной полосы и движение транспорта на запрещенный сигнал светофора.

В 2017 году страховые денежные выплаты могут заменить ремонтом транспорта [6]. Лица, которые потерпели ДТП, могут воспользоваться услугами ремонта в тех компаниях, с которыми страховщики заключили договор. Немаловажно, что страховая компания понесет ответственность за качество ремонта автомобиля, однако износ деталей здесь браться во внимание не будет. Таким образом, владельцы автомобиля не будут вносить дополнительные платы за новые запчасти.

Подводя итоги, хочется отметить, что хоть ОСАГО в России и было введено позднее, чем во многих других государствах, но оно динамично развивается.

1. http://tayni.info/62544 (дата обращения: 27.11.2016).

2. Измайлов В.Г., Козлов В.В. Обязательная «автогражданка» в Ирландии // Страховое дело. 2005. №11. С.

3. http://prosstrah.ru/index-07-18.html (дата обращения: 27.11.2016).

4. Фогельсон Ю.Б. Страховое право. Теоретические основы и практика применения. М.: Инфра-М, 2012. С. 428-429.

5. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» // СПС КонсультантПлюс.

6. http://tass.ru/ekonomika/3786750 (дата обращения: 27.11.2016).

ИЗМАЙЛОВ ЕВГЕНИЙ ФЕДОРОВИЧ — магистрант Юридического института, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Россия.

В России стартовали обязательные продажи электронных полисов ОСАГО

Москва. 1 января. INTERFAX.RU — С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), согласно которым страховые компании обязаны обеспечить возможность заключения электронных договоров ОСАГО с каждым обратившимся лицом.

Закон был принят Госдумой 10 июня 2016 года под названием «О внесении изменений в федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик направляет клиенту по электронной почте страховой полис и размещает его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также может быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если в течение срока его действия изменились сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора.

Сам е-полис можно распечатать и возить с собой. Сотрудники ГИБДД могут удостовериться в том, что автовладелец действительно застрахован, запросив информацию по выделенному каналу или с помощью базы АИС РСА. При желании страхователь сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).

Согласно указаниям ЦБ РФ, которые также вступили в силу с начала года, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22:00 до 8:00 по московскому времени.

В свою очередь, Российский союз автостраховщиков (РСА) обеспечит бесперебойную работу системы. Если из-за технических причин страховщик не может заключить электронный договор с клиентом, потребитель перенаправляется на сайт другого страховщика, который будет предложен случайным выбором по номеру паспорта транспортного средства (ПТС). Аналогичный порядок «взаимовыручки» применяется в настоящее время при организации системы продаж через единого агента РСА обычных бумажных полисов ОСАГО. В ротации используются полисы всех страховщиков, имеющих соответствующую лицензию. О фактах нарушения работы сайтов страховщики и РСА обязаны информировать Банк России.

Кроме того, закон ужесточает ответственность страховщиков при заключении договора обязательного автострахования и ответственность автовладельцев за предоставление страховщикам недостоверных данных. Так, если предоставление страхователем недостоверных сведений при заключении договора привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, «страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю (. . .) при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства (. . .) вне зависимости от наступления страхового случая», говорится в документе.

Закон также регламентирует срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов — срок действия «не может быть менее одного года». Также увеличивается срок повторного рассмотрения дела о выплате страховщиком возмещения — с 5 до 10 рабочих дней.

Ряд компаний уже начали продажи е-ОСАГО с 1 июля 2015 года в добровольном порядке. Так, по данным РСА, с момента старта добровольных продаж, было продано 375 тыс. е-полисов.

О Российском Союзе Автостраховщиков

Российский Союз Автостраховщиков (далее – Союз) является некоммерческой корпоративной организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – обязательное страхование), и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств (далее – технический осмотр) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

РСА учрежден 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми компаниями страны и имеет государственную регистрацию от 14 октября 2002 года. РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ от 25.04.2002.

РСА включен в Реестр объединений субъектов страхового дела под номером – 068 и обладает статусом профессионального объединения страховщиков в соответствии с Федеральным законом «№ 40-ФЗ».

РСА — первое профобъединение на страховом рынке, статус которого закреплен законом.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью «Рассылки» или «Статистики разделов» на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь «Расширенным поиском». Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.

Российская газета онлайн, 2 ноября 2013 г.

Казанские ведомости , 12 августа 2008 г.

Автострахование в мировой практике имеет весьма богатую историю, самое удивительное что сохранилось имя первого автовладельца со страховкой. 1 февраля 1898 года, уже через три года после того, как в 1895 году в США изобрели автомобиль, американец Трумэн Мартин застраховал первую машину в страховой компании в американской страховой компании Travelers Insurance Company.

Доктор заплатил $12,25 за полис с покрытием в $500. Цена полиса была довольно значительной, но доктора Трумэна можно понять: автомобиль в те времена был роскошью, которую могли себе позволить несколько тысяч человек на всю страну, а лошадей было более 20 млн. Именно столкновения с этим многочисленным «гужевым транспортом» и опасался доктор Трумэн.
Все изменили 20-е годы, когда включился конвейер Форда. Реальная опасность, возникшая в связи с резким увеличением количества автотранспорта на дорогах, потребовала какого-либо страхования возможного ущерба. Тогда, собственно, и родилась идея страхования гражданской ответственности владельцев машин, помимо уже существовавшего добровольного страхования собственных автомобилей. Первопроходцем стал Массачусетс. В 1925 году этот штат впервые потребовал обязательного страхования для любого автомобиля. Его примеру вскоре последовали другие штаты. Идея автостраховки не вызвала отчуждения — все-таки автомобиль в те годы был больше роскошью, чем средством передвижения, и терпеть большие убытки по своей или по чужой вине не хотелось никому.
За Америкой пошла Европа. К началу 50-х практически все европейские страны сделали «автогражданку» обязательной. Тогда же родилась международная система «зеленой карты» — международного договора о взаимном признании страховых полисов. Название пошло от зеленого цвета первых полисов.
До России идея «автогражданки» шла почти сто лет, хотя в самом начале наша страна не отставала от западных первопроходцев. Первые разговоры о введении страхования автомобилей велись еще в 1924 году. Однако до середины 60-х большой надобности в нем фактически не было, поскольку автомобиль для рядового советского гражданина оставался недостижимой роскошью. В 60-е подумывали о введении такого типа страхования, но так и не решились пойти по пути «загнивающего Запада».
В итоге автострахование в России появилась лишь в 1991 году, да и то в сугубо добровольной форме. Неудивительно, что современный российский автолюбитель с непривычки воспринял введение обязательного страхования автомобилей в 2003 году в штыки. Однако делать нечего — сегодня более 90% автовладельцев имеют полис ОСАГО. Несмотря на множество споров вокруг доходности «автогражданки» для страховых компаний и принципов расчета ее стоимости для водителей, она все-таки приносит некий элемент цивилизованности на российские дороги. Кроме того, она способствовала росту других типов страхования. Например, количество автомобилей, застрахованных по полисам автокаско, в 2007 году выросло на 30%. Неудивительно, если учесть бум продаж новых иномарок в прошлом году.
ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности введено в России с 1 июля 2003 года Законом об ОСАГО № 40-ФЗ от 25.04.2002 г. Данный вид страхования носит обязательный характер, и обязанности по исполнению закона возложены на РСА (Российский союз автостраховщиков) и МВД России.
25.04.2002 г. можно считать днём рождения ОСАГО.
Сейчас большинство автолюбители считают ОСАГО нормальным естественным видом страхования, а также стали пользоваться услугами страховых брокеров, которые предлагают помимо стандартных условий по ОСАГО также большой выбор по другим видам страхования – КАСКО, страхование здоровья, жизни, имущества и т.д.
Для удобства киентов страховые брокеры размещают на своих сайтах калькулятор ОСАГО и форум по ОСАГО где можно обсудить свои проблемы.

ВОРОВИЦКИЙ Роман, Директор страхового брокера «А-Мос»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *