Автомобильные номера — синие, красные или жёлтые
Почти у каждого делового человека есть автомобиль. В нашей стране автолюбителей становится всё больше и больше — это объясняется доступностью машин и огромными потребностями населения. Каждый человек знает, что необязательно копить всю жизнь на автомобиль, его можно взять в кредит. Соответственно, если растёт спрос на транспортные средства, значит, пользуются популярностью и аксессуары. Автомобильные номера — это важный автомобильный аксессуар, который необходимо получать при покупке авто.
Существуют разные виды номеров, чтобы можно было на дороге различать машины чиновников МВД, военных или иностранных граждан. Порядок выдачи и использования государственных номеров определяется Постановлением Украины. Такие номера вместо цифр имеют изображённый флаг и другие государственные знаки. На основании приказа МВД Украины, сотрудники ГАИ должны содействовать в безопасном проезде по трассе машинам с особыми регистрационными номерными знаками. Их запрещено останавливать и досматривать.
Сейчас не составит труда приобрести уникальный или красивый номер. На сайте avtonomer можно заказать любой номер с доставкой — российский, украинский, американский, красивый с набором одинаковых цифр и другие. Жёлтые автомобильные номера выдаются иностранным компаниям, а красные — это транзитные или временные. Когда машину только приобрели, но не успели зарегистрировать, тогда выдают таблички красного цвета.
Чёрные номера выдают военным машинам. На них нет отражающей свет поверхности, как на других табличках. Цифры на таких номерах говорят о принадлежности к тому или иному региону. Синие номера выдаются милицейским машинам, а цифры на таких табличках говорят о принадлежности к МВД определённого региона.
В автомобильном номере используются цифры и буквы. Это необходимо для того, чтобы различать регион регистрации машины. Чаще всего в автомобильном номере меняются последние цифры и последние буквы. Номера начинают вводить, когда в области израсходованы все возможные комбинации букв и цифр старых серий. Автовладельцы, которые водят машину со старыми номерами, ничего менять не надо. А новоиспечённые водители будут уже получать таблички с новыми буквами региона и цифрами.
Менять номер необходимо, если старые пришли в негодность, с поверхности слезла краска или табличка имеет вмятины. Можно поменять обычные таблички на именные или сувенирные номера, которые будут привлекать внимание на трассе, будут запоминающимися и просто красивыми.
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
Подпадают ли авто с желтыми номерами под легализацию, ответили в МВД 05 октября 2022, 08:51
Завезенные из Армении автомобили, которые получили желтые казахстанские госномера с ограниченным правом пользования, также подлежат легализации. Об этом в ответе на официальный запрос Tengrinews.kz сообщили в Министерстве внутренних дел.
Продолжение
Как заявили в ведомстве, получить обычные белые госномера можно будет при условии, если хозяин авто с желтыми номерами уплатит сбор за первичную регистрацию.
«Ранее зарегистрированные в Казахстане армянские автомобили с желтыми номерами подпадают под легализацию при условии уплаты сбора за первичную регистрацию в размере 200-250 тысяч тенге.
В настоящее время госорганами вносятся поправки в Налоговый и Экологический кодексы в части утверждения ставок сбора за первичную регистрацию в размере 200-250 тысяч тенге и отмены сбора за утилизацию при легализации автомобилей. Также разрабатывается постановление правительства, определяющее порядок и сроки проведения их легализации», — сказали в пресс-службе МВД.
Напомним, два года назад в Казахстане провели разовую акцию по легализации машин, привезенных из Армении. Владельцам таких авто разрешили получить госномера казахстанского образца с желтым окрасом.
«Поскольку ввезенные автомобили состоят на регистрационном учете в Армении, при регистрации в Казахстане им были присвоены номера на желтом фоне со статусом временной регистрации. Транспортные средства, ввезенные из других стран, в том числе ЕАЭС, не подпадают под данную норму», — пояснили в министерстве.
Однако казахстанцам выставили ограничение: хозяин автомобиля с желтым номером не сможет переоформить его на другого человека. Авто закрепляется за ним вплоть до того, как его сдадут на утилизацию. По данным МВД, таким правом воспользовались более 23 тысяч казахстанцев, которые завезли армянские автомашины.
«Наибольшее количество автомобилей с желтыми номерами зарегистрировано в Атырауской (5,3 тысячи), Мангистауской (4,5 тысячи) и Актюбинской областях (3,2 тысячи), а также в Алматы (2,6 тысячи). МВД отдельный учет автомобилей по маркам и моделям транспортных средств, получивших желтые номера, не ведется», — подытожили в ведомстве.
Ранее сообщалось, что в скором времени будет проводиться легализация иностранных автомобилей, ввезенных в Казахстан до 1 сентября текущего года. Так как поправки в Экологический и Налоговый кодексы вступят в силу только в январе 2023 года, легализация будет проводиться со следующего года.
Зарегистрированным автомобилям будут выдаваться обычные белые номера, каких-либо ограничений на распоряжение полиция накладывать не будет. Сейчас прорабатывается возможность подачи онлайн-заявления в полицию для легализации автомобилей. Будет организована работа контакт-центров полиции.
Под легализацию не попадут «криминальные» и нерастаможенные автомобили. Требований по возрасту и экологическому классу не будет.
Напомним, аналогичная акция проводилась еще в 2020 году. Тогда Президент Касым-Жомарт Токаев поручил в разовом порядке временно зарегистрировать автомобили, ввезенные казахстанцами для личного пользования из стран ЕАЭС. С 1 февраля таким машинам стали выдавать специальные желтые госномера с числом 18.
Регистрация действовала до 1 марта 2021 года. После этой даты владельцам нужно было сдать желтые номера, получить старые иностранные и вывезти авто за пределы Казахстана.
Позже, в мае 2020 года, в правительстве Казахстана разрешили временную регистрацию автомобилей, завезенных из Армении. Гражданам нужно было успеть до 1 сентября легализовать такие авто.
Стоимость регистрации составила 11 946 тенге, включая сбор за регистрацию — 695 тенге (0,25 МРП), пошлину за техпаспорт — 3473 тенге (1,25 МРП), за госномер — 7778 тенге (2,8 МРП).
Поскольку ввезенные автомобили состоят на учете в уполномоченных органах Армении, при регистрации в Казахстане им присваивали номера на желтом фоне, как для транспортных средств, имеющих постоянную регистрацию в другом государстве.
При этом номера присваивались с кодом региона по месту фактического проживания собственника автомобиля (от 01 до 17 региона).
Техпаспорт и госномер, выданные в Армении, будут сдаваться при регистрации автомобиля в Казахстане в специализированные ЦОНы и храниться в архивах до востребования собственником автомобиля.
Их возврат будет осуществляться по запросу собственников в случае снятия автомобиля с регистрационного учета в Казахстане.
Что означают желтые номера на авто и как их получить для такси?
Желтые государственные регистрационные знаки – это обязательный атрибут коммерческого автомобиля для перевозки людей. Ими оборудуют и легковой транспорт, и автобусы. Без этого невозможны некоторые виды бизнес-деятельности на территории Российской Федерации.
О том, что значат желтые номера на авто, как их получить и какие преимущества предоставляют они на дорогах – подробно рассказал «Юрист-Консультант».
Что означают желтые госномера?
Автомобильные номерные знаки желтого цвета обозначают принадлежность транспортного средства к категории, имеющей законное право перевозить пассажиров на коммерческой основе. Без получения данного вида номеров не могут легально заниматься бизнесом по перевозке людей ни автобусы (троллейбусы, трамваи), ни такси, ни микроавтобусы маршрутного общественного транспорта (т.н. маршрутные такси, «маршрутки»).
Из этого выводится и обратное – для предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой людей, получение желтых номерных знаков является обязательным. Способ их получения и будет основой настоящей статьи, однако сначала необходимо развеять некоторые инсинуации.
Как выглядят номера для перевозки пассажиров, и что ими не является?
До определенного момента желтого цвета выпускались и номерные знаки другого типа. Прежде всего речь о транспортных средствах, принадлежащих иностранцам. Хоть такие номера уже не выдают, до сих пор на дорогах можно встретить ТС с подобными идентификаторами.
Как отличить желтый номер для пассажироперевозок от других типов? По буквенно-цифровому формату. У старого типа номеров расположение литер и цифр имело несколько разновидностей, но они никогда не соответствовали действующему сейчас формату (слева направо): две буквы – три цифры, а далее отделенная зона региональной принадлежности, как на всех прочих российских номерах.
«Желтый регион» на номерах – что это значит?
Есть еще один действующий тип гос номерных знаков РФ, использующих желтую расцветку. Однако перепутать их с коммерческой перевозкой людей достаточно сложно, ведь желтой у них является только зона знака, обозначающая регион:
Коротко скажем, что в данном случае речь идет о временных (транзитных) номерах для перегона ТС, снятого с учета. Кроме цветовой гаммы знак легко отличить и по материалу изготовления – он представляет собой специально подготовленную бумагу, заламинированную пленкой.
Кому и на каких основаниях выдают желтые номера на авто?
Желтые номера – это принадлежность к коммерческим пассажироперевозкам. Соответственно, обозначается такими знаками автотранспорт, задействованный в этом типе транспортировок. Основными типами являются:
- Многоместный общественный маршрутный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай).
- Микроавтобусы маршрутного общественного транспорта.
- Легковые такси.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Мы неслучайно обращаем внимание на слово «маршрутный» в двух из трех категориях. Чуть позже поясним для чего это нужно знать, а пока просто обратите внимание на данный факт.
Коммерческая перевозка пассажиров в России – деятельность, которую необходимо лицензировать. Эта лицензия и будет являться основанием для получения желтых номеров. Однако это далеко не все, что потребуется.
Как получить желтые номера в Москве?
Правила получения желтых номеров, а конкретно требования к транспорту, достаточно сильно отличаются в зависимости от региона РФ. Рассмотрим основные шаги в инструкции для Москвы, понимая, что для других субъектов детали могут быть иными.
Автобусы и «маршрутки» в большинстве случаев принадлежат крупным автопаркам и централизовано получают необходимые номера. Другое дело такси, среди которых немало частных предпринимателей или самозанятых. На примере частного такси и рассмотрим процесс.
Основные этапы получения желтых номеров в Москве:
Шаг 1. Подготовка машины для работы в такси в Москве
Требования столичных властей к автомобилям такси, приступающих к деятельности после 01.07.2013 (получившие лицензию ранее, могут продолжать эксплуатировать ТС по прежним правилам, однако из-за сроков лицензии таких машин становится все меньше):
- Цвет кузова – желтый (это региональное правило, и в других субъектах могут быть иные требования по цвету).
- На боковые поверхности авто, в зоне хорошей видимости, должно быть размещено графическое изображение «шашечек» — контрастный рисунок квадратов, расположенных в шахматном порядке.
- Специальный фонарь оранжевого цвета обязан располагаться на крыше ТС.
- При принятии оплаты в зависимости от расстояния, машина должна быть оборудовано таксометром.
Обратите внимание, данные требования устанавливаются региональными правительствами, что не мешает отдельным перевозчикам, при работе на них, выдвигать дополнительные условия к транспортным средствам. Такие требования не могут противоречить законодательству, но могут вводить свои нормы и правила, сверх требуемых властями.
Шаг 2. Получение лицензии таксиста
Напомним, данная деятельность лицензируется, соответственно обязательным шагом является оформление лицензии на такси. Это довольно специфический процесс, рассмотренный нами в отдельном материале. Здесь лишь кратко напомним, что оформить лицензию можно как офлайн, так и онлайн способами, а для получения желтых номеров она является обязательным условием.
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Нередко возникают вопросы про специальный медицинский осмотр, необходимый для работы в такси. Это может быть региональным требованием. Однако мы не смогли обнаружить подобных условий в московских правилах.
Для получения / продления водительского удостоверения медицинская справка необходима, как не исключен предрейсовый осмотр в рамках предприятия, но ни для лицензии на перевозку пассажиров, ни для факта получения желтых номеров требований о прохождении комиссии не существует.
Шаг 3. Подготовка и подача документов в ГИБДД
Вопросом выдачи желтых номеров ведает ГИБДД (ГАИ). Соответственно обращаться необходимо в регистрационное отделение Госавтоинспекции, предоставив следующий пакет документов:
- Паспорт лица, получающего номера.
- Документы на ТС (ПТС, СТС).
- Сведения о бизнес-единице, которая будет осуществлять предпринимательскую деятельность на данной машине: выписки ЕГРЮЛ / ЕГРИП / сведения о регистрации самозанятым.
- ОСАГО (специальная версия для коммерческой перевозки пассажиров).
- Подтверждение уплаты необходимых пошлин.
В МРЭО ГИБДД происходит проверка документов, осмотр транспортного средства, и, если все соответствует нормам, принимается решение о присвоении специальных желтых номеров.
Шаг 4. Выдача номерных знаков
Во многих МРЭО ГИБДД имеется определенный запас готовых желтых номеров. В таком случае, после принятия положительного решения, регистрационные знаки выдадут на месте.
В случае их отсутствия, водителю либо будет установлена отдельная дата для получения номеров, либо он будет перенаправлен в специальную мастерскую, где знаки будут изготовлены и выданы.
Преимущества для авто с желтыми номерами на дороге
Преимущества на дороге для машин с желтыми номерами – один из самых дискутируемых вопросов. Однако, несмотря на массу разноречивой информации в различных источниках, есть всего лишь одно правило, действующее для всего транспорта с рассматриваемым типом номерных знаков.
Все ТС, снабженные желтыми номерами, обозначающими коммерческую перевозку пассажиров, имеют право перемещаться по специальным выделенным полосам для общественного транспорта.
При этом у каждой категории транспорта с желтыми регистрационными знаками могут быть свои возможности. Например:
- Для легковых такси могут быть оборудованы специальные стоянки.
- Маршрутный общественный транспорт может останавливаться в зоне действия знака «Остановка запрещена» на специально отведенных для этого местах.
Чуть подробнее о последнем пункте. Мы снова акцентируем внимание на слове «маршрутный». Это означает, что подобной привилегией обладают ТС изначально перемещающиеся по определенному маршруту. То есть воспользоваться ею могут автобусы (трамваи, троллейбусы) и «маршрутки». Такси не могут останавливаться в зоне действия знака 3.27 .
Какие подводные камни в желтых номерах?
Основные проблемы, или скорее неудобства, с которыми могут столкнуться обладатели желтых номеров, вытекают из их сути – обозначение перевозчика пассажиров:
- Во-первых, сам процесс их получения. Процедуру необходимо проходить даже если фактически владелец ТС не меняется, но решил заняться «частным извозом».
- Во-вторых, смена деятельности потребует новой перерегистрации (замены номеров). Это относится и к покупке машины на желтых номерах в частных целях – желтые знаки надо будет заменить на обычные.
- В-третьих, на новые машины пока не распространяется возможность получения желтых номеров в автосалонах.
Отдельно можно выделить проблематику проверок на дорогах. Машины с желтыми номерами будут проверять инспектора ГИБДД именно на соблюдение норм работы такси, а не как простой автомобиль. Надо будет предъявить всю положенную по закону документацию – и на машину, и на право заниматься данной деятельностью.
Завершая материал, по сложившейся традиции, разберем несколько наиболее частых вопросов и ответов на них.
Часто задаваемые вопросы
⚖️ Что значит желтый регион на номерах?
Это действующий вариант «транзитного» номера, то есть регистрационного знака, необходимого для перемещения автомобиля, пока не поставленного на учет.
⚖️ Можно ли такси парковаться бесплатно на платных парковках?
Такая возможность может быть предоставлена региональными правилами. Однако сведения о том, что подобная возможность есть у московских таксистов, на момент подготовки данного материала не соответствовали действительности.
Проходит активное обсуждение подобных возможностей, поступают предложения по ограничению времени бесплатной парковки (5 – 10 или даже 20 минут), или остановка / стоянка с работающих таксометром, но пока дальше разговоров дело не зашло.
⚖️ Могут ли такси с желтыми номерами останавливаться под знаком «Остановка запрещена»?
Нет. Причем эта норма действует по всей России и подтверждена решением Верховного суда. Подобная возможность есть только у маршрутного транспорта, к которому такси не относится.
Получение желтых номеров на такси или другой тип общественного транспорта – условие обязательное. Теперь вы знаете как проходит весь процесс. Однако в каждом конкретном случае вполне могут возникать проблемы индивидуального характера, решить которые общими способами невозможно.
Если возникли любые сложности, связанные с автомобилем и/или его эксплуатацией, можно обратиться за консультацией к нашим автоюристам. Для этого достаточно описать свою проблему и отправить сообщение через специальную форму на сайте, либо напрямую позвонить по указанному номеру.
Загадка жёлтых номеров
В Великобритании неискушённый путешественник поначалу удивляется, почему на одних машинах номерные знаки жёлтые, а на других — белые.
Несколько позже приходит прозрение, что белые номера вешают спереди, а жёлтые — сзади. На вопрос “почему так?” ответит не всякий британец.
Наиболее популярный ответ “по закону” нисколько не проясняет причин, по которым возник этот закон, поэтому я решил провести собственное исследование. Если кратко, то основной принцип такой: если в темноте вы видите что-то белое, то оно едет вам навстречу.
А если долго, то существует стандарт за номером BS AU 145d и официальное описание порядка установки номерных знаков, которое гласит:
Front number plates must display black characters on a white background and rear number plate must display black characters on a yellow background.
Выясняется же, что в 1973-ем году Великобритания решила для лучшей видимости сделать все номерные знаки отражающими (а на тот момент были белые буквы на чёрном фоне). Наилучшим решением являются, безусловно, чёрные буквы на белом фоне, которые и повесили в итоге на передний бампер. “Что же стало с задним номером?” — спросите вы и будете абсолютно правы. На задний номер нашлась более старая бумага, Венская конвенция о дорожном движении (оригинал), говорящая буквально следующее (Приложение 5, Глава II, пункт 41, стр. 62):
41. Никакой фонарь заднего хода не должен приводить к ослеплению или создавать неудобства для других участников дорожного движения. Если автомобиль оборудован фонарями заднего хода, то эти фонари должны излучать белый или жёлтый селективный свет. Эти фонари должны включаться только тогда, когда включена передача заднего хода.
Этот и ряд других пунктов были интерпретированы так, что сзади автомобиля не должно находиться белых источников света (а отражённый свет посчитали источником), кроме фонаря заднего хода, поэтому чёрные буквы на жёлтом фоне естественным образом выбрались в качестве наиболее близкой альтернативы.