Почему машину заносит на поворотах зимой
Перейти к содержимому

Почему машину заносит на поворотах зимой

  • автор:

Занос автомобиля и выход из него: рекомендации опытных автомобилистов

Занос автомобиля и выход из него: рекомендации опытных автомобилистов

Даже опытным водителям не всегда удается предотвратить занос автомобиля. Эта опасность чаще поджидает автомобилистов на зимней дороге, но не исключена и в другие сезоны. Чтобы без повреждений выбраться из заноса, стоит заранее узнать, как вести себя в столь опасной ситуации.

  • Посадка
  • Положение рук
  • Концентрация
  • На переднеприводных авто
  • На заднеприводных авто
  • На полноприводных авто

zan.png

Даже опытным водителям не всегда удается предотвратить занос автомобиля. Эта опасность чаще поджидает автомобилистов на зимней дороге, но не исключена и в другие сезоны. Чтобы без повреждений выбраться из заноса, стоит заранее узнать, как вести себя в столь опасной ситуации.

В некоторых автошколах студентов учат справляться с потерянным управлением, однако практические уроки на эту тему проводятся редко. Для получения навыков такого плана эксперты рекомендуют самостоятельно пройти пару уроков экстремального вождения. Это увеличит затраты на обучение, но позволит более спокойно и адекватно отреагировать на ситуацию, когда она возникнет на дороге.

Универсальные рекомендации для всех автомобилистов — не паниковать и не бросать руль, когда автомобиль поведет, постараться минимизировать потенциальные повреждения авто и избежать вреда собственному здоровью.

Что такое занос?

Занос автомобиля — это движение транспортного средства, вызванное скольжением задней оси в боковом направлении. Часто такая ситуация возникает, когда водитель поворачивает и параллельно жмет на газ либо на тормоз. Задние колеса при этом теряют сцепку с дорогой и начинают скользить по поверхности. Управлять автомобилем, когда случается занос машины на скользкой дороге проблематично, но есть определенные правила, которые позволят избежать аварийных ситуаций.

zan11.jpg

Не стоит путать понятия заноса авто со сносом автомобиля. Снос — это ситуация, когда по каким-то причинам ограничена способность машины к повороту — в сторону сносит переднюю ось, а не заднюю.

Занос авто может возникнуть не только во время поворота. Даже двигаясь по прямой, можно легко потерять управление, если возникнут провоцирующие факторы. Такое бывает, когда противоположные части авто движутся по разным поверхностям. Например, в зимнее время правые колеса могут двигаться по асфальту, а левые — по льду или снегу. Разница в показателях сцепления с дорогой становится провоцирующим фактором.

Опасность в том, что если не предпринять попыток к устранению заноса автомобиля, он станет неконтролируемым, что приведет к вращению машины. В лучшем случае водитель отделается легким испугом, а авто — минимальными повреждениями. Однако высока вероятность либо вылететь с дороги, либо столкнуться с другими автомобилями и тем самым спровоцировать серьезное ДТП.

Причины заносов на дороге

Лучший способ справиться с опасной ситуацией — это постараться не допустить ее возникновения. А для этого стоит заранее узнать, какие причины приводят к заносам авто. Иногда даже теоретических знаний достаточно, чтобы минимизировать риски и воздержаться от выполнения опасных маневров на дорогах.

Есть несколько причин, по которым машину заносит:

  • высокая скорость при низком качестве дорожного покрытия;
  • чрезмерный износ протекторов;
  • разрыв покрышки во время движения;
  • выход тормозов из строя;
  • резкое включение сцепления;
  • песок, гравий и прочие сыпучие материалы под колесами;
  • наезд на ледяной участок дороги;
  • слишком резкий поворот руля;
  • разница давления, излишне высокое или низкое давление в шинах;
  • неправильная работа водителя с педалями.

zan1.jpg

Это лишь основные факторы, которые могут вызвать занос авто. Большая часть причин связана с ошибками автомобилистов. Часто они неверно оценивают дорожные условия, пытаясь выполнить какой-то маневр.

Любое внезапное изменение степени сцепления шин с дорожных с покрытием чревато скольжением по поверхности и последующим заносом одной из осей. Более опасна потеря контроля одновременно над двумя приводами. Выйти без ущерба из такой ситуации гораздо сложнее.

Как избежать заноса зимой: грамотная подготовка автомобиля

Шансов избежать проблем будет больше, если грамотно подготовить автомобиль к зимним дорогам. Водителям стоит «изучить матчасть» и понять, что происходит с транспортным средством во время потери управления. Когда возникает занос, задняя ось движется быстрее, чем передняя. Это происходит, когда автомобиль наезжает на неровный или обледенелый участок, либо когда водитель слишком неаккуратно поворачивает руль.

В случае авто с задним приводом передняя ось замедляется, а задняя движется с той же скоростью или даже быстрее. Возникает крутящий момент, который заставляет заднюю ось устремляться вперед — она стремится обогнать переднюю, что физически невыполнимо. Разница в скорости движения осей приводит к развороту транспортного средства. Переднеприводные авто реже теряют управление, но исключать такой вариант развития событий тоже нельзя.

яфт4.jpg

Эти нехитрые процедуры на порядок повысят устойчивость машины на дороге:

zan5.jpg

  1. Смена летней резины на зимнюю. Шины отвечают за сцепление с полотном. Чем резина качественные, тем выше параметры сцепки и тем ниже риск потерять контроль над машиной. Приобретая протекторы, выбирайте продукцию брендов с безупречной репутацией. Лучше потратить больше, чем подвергать себя, пассажиров и пешеходов необоснованному риску.
  2. Проверка и коррекция тормозной системы. Если между колесами, особенно располагающимися на одной оси, есть разница тормозных усилий, это неизбежно приведет к возникновению силового момента, направленного на разворот авто при торможении. А значит, до наступления холодов стоит обязательно проверить функциональность тормозной системы. Главные пункты в этом списке — ревизия износа колодок, тормозных дисков, барабанов, проверка подвижности суппортов и наличия антифриза в расширительном бачке. Важно также оценить равномерность тормозных усилий. Лучше всего с тестированием тормозов справятся профессиональные автомеханики.
  3. Проверка системы ESP. Важнейший фактор безопасности — курсовая устойчивость ESP. Эта система в современных моделях отвечает за автоматический выход машины из заноса. Автоматика тормозит уходящую вперед ось, стабилизирует скорость движения колес и обеспечивает равномерное движение всех точек соприкосновения шин с поверхностью.
  4. Тестирование ABS. Эта система не дает колесам идти юзом, что также повышает устойчивость автомобиля на дороге.

Подготовка водителя

Проведя подготовительную работу с автомобилем, рекомендуется «прокачать» и собственные водительские навыки. Безопасное вождение на скользкой дороге базируется на трех китах — это правильное посадка, правильное положение рук и концентрация.

Рассмотрим подробнее каждый из пунктов.

Посадка

Положения водителя в кресле должно быть максимально комфортным. Машины нового поколения не зря оснащены приводами и рычагами, которые позволяют без усилий подогнать кресло под свои габариты, длину рук и ног.

Если у водителя в дороге возникает боль в спине, затекают руки или появляются другие признаки дискомфорта, это неизбежно отразится на качестве вождения. И наоборот, комфортное положение позволяет не отвлекаться на постороннее, а уделять все внимание ситуации на дороге.

Положение рук

Управлять рулевым колесом одной рукой — это не показатель профессионализма, а фактор риска. Во время движения должны быть задействованы обе руки — это дает гораздо больше пространства для маневра. Другое дело, если вы застряли в пробке и движетесь со скоростью пешехода. Однако и в такой ситуации важно соблюдать дистанцию и следить за происходящим вокруг.

Держите руки в меру расслабленно и правильно. Чтобы вернуть себе контроль при потере управления, зачастую достаточно мгновения, но если вы держите руки неправильно, есть риск не успеть повернуть руль достаточно быстро, когда в этом возникнет необходимость.

rul.jpg

Концентрация

На зимней или мокрой дороге, тем более при плохой видимости, отвлекаться чрезвычайно опасно. Потеря бдительности даже на пару секунд чревата потерей управления. Не разговаривайте даже с пассажирами, тем более не отвечайте на звонки по телефону.

Когда стоит опасаться заносов

Водителям-новичкам или тем, кто недавно сменил автомобиль, стоит быть внимательными во все сезоны и в любых дорожных условиях. Однако не стоит терять бдительность и опытным автомобилистам.

Особенно опасны следующие дорожные ситуации:

  • иней и обледенение на трассе;
  • снег или «снежная каша»;
  • мокрый снег или дождь;
  • низкая видимость.

Крайне опасна ситуация, когда холода наступают внезапно, дорога обледенела, а водитель не успел сменить шины. Ехать в мастерскую на таком авто — слишком высокий риск. Самый разумный выход в такой ситуации — вызвать эвакуатор для доставки машины на СТО.

fdedg.jpg

Как выйти из заноса зимой

Переходим к практике. Успешный выход из ситуации зависит не только от функциональной готовности авто, но и от психологической подготовки самого водителя. Правила поведения в ситуации потери управления для передне-, задне- и полноприводных ТС отличаются.

Однако есть ряд рекомендаций, актуальных в любой ситуации:

  • не пользуйтесь тормозами, если машину начинает заносить;
  • в случае неконтролируемого поворота ТС выворачивайте колеса туда, куда устремляется задняя часть машины;
  • работайте рулевым колесом на опережение. Помните, что задержка реакции у профессиональных водителей составляет примерно полсекунды, у остальных — 1–2 секунды;
  • выравнивайте ведущую ось заранее и до того, как транспорт стабилизируется.

Теперь рассмотрим, как выводить из заноса ТС с разными типами приводов.

1037634606.png

Как действовать при зимнем заносе на переднеприводных автомобилях

При потере управления у водителя есть лишь несколько мгновений, чтобы принять правильное решение. Действия при заносе переднеприводного автомобиля заключаются в повороте передних колес, а значит, и руля в сторону заноса.

Вот еще несколько рекомендаций, как действовать при заносе переднеприводного авто:

  1. Не снимайте ногу с газа. Возможно, потребуется чуть добавить тяги.
  2. Сила, которую требуется приложить к педали газа, должна соответствовать интенсивности заноса переднеприводного автомобиля.
  3. В начальной стадии поворота давление не должно превышать 30% от хода педали. Если стадия заноса более глубокая, на газ придется давить на полную.

Последовательные и оперативные действия позволяют преодолеть занос переднеприводного автомобиля за несколько секунд. Нажимая на педаль газа, вы выравниваете скорость задней и передней оси, тем самым устраняя физическую причину заноса.

1c5d9056c8c2fd6f862e19501ed3cb78.jpg

Как выходить из заноса на заднеприводных машинах

Занос задней оси заднеприводного автомобиля не менее опасен. По статистике автомобили с задним приводом теряют управление чаще. При заносе заднеприводного автомобиля нужно выжать до упора сцепление и одновременно убрать ногу с газа, что нагрузит заднюю ось и снизит ее скорость. Если на вашей машине установлена коробка-автомат, вполне достаточно последнего действия (поскольку педали сцепления на таких моделях просто нет). Быстрая работа ногами вернет шинам сцепку с дорожным покрытием.

Параллельно с вышеописанными действиями при заносе задней оси заднеприводного автомобиля важно решительно, но не слишком резко крутить руль в сторону заноса.

Поскольку у машины ведущая ось — задняя, воздействовать на передние колеса при потере контроля невозможно, но если оставить в покое акселератор, скорость вращения задней оси автоматически снизится. Таким образом, мы инициируем торможение автомобиля, не используя педаль тормоза.

Как справиться с заносом на полноприводных автомобилях

Опытные автомобилисты, эксперты по экстремальному вождению и гонщики единодушны в своем мнении, что вывести из заноса полноприводную машину сложнее всего. Главная трудность заключается в том, что педаль акселератора воздействует сразу на четыре колеса. При этом на каждое из них приходится своя часть крутящего момента.

Водителю стоит учитывать индивидуальные характеристики авто:

  • тип полного привода;
  • настройки дифференциала (механизма передачи мощности);
  • режим управления приводом;
  • наличие либо отсутствие стабилизирующей системы;
  • применение электронных систем безопасности.

Другими словами, каждый полноприводный внедорожник нуждается в поиске индивидуальных решений при возникновении заноса. Универсального алгоритма не существует. Однако есть одно важное правило, которое подходит для всех типов полноприводных авто: вращайте руль исключительно в сторону заноса. При этом с педалью газа требуется предельная внимательность. Эксперты рекомендуют выжимать акселератор ровно до той степени, которая позволяет не потерять тягу. Жать «на всю катушку», как в ситуации с переднеприводными машинами, или полностью убирать ногу с газа, как на авто с задним приводом, нельзя.

Действовать нужно по ситуации. Знатоки советуют при возникновении заноса машины на скользкой дороге сначала слегка увеличить давление на педаль газа, а затем так же плавно его уменьшить. Это стабилизирует автомобиль. Однако для выполнения маневра требуется определенный опыт, и наработать его без посещения нескольких уроков экстремального вождения невозможно.

Чего нельзя делать при заносах: советы опытных автомобилистов

Важное правило, которое работает независимо от вида привода и интенсивности заноса: полностью забудьте про тормоза! Увы, но начинающие водители эту основополагающую рекомендацию игнорируют. Более того, по причине паники или по незнанию они жмут на тормоза слишком резко. Такое поведение чревато самыми непредсказуемыми последствиями, вплоть до кувырка автомобиля.

Торможение уменьшает сцепку колес с дорогой, а именно отсутствие сцепки и становится провоцирующим фактором заноса. 90% водителей, столкнувшихся с потерей управления вследствие заноса впервые, делают именно это — инстинктивно жмут на тормоза.

Справиться с этим поможет только практика. Потренируйтесь выходить из заноса под руководством опытного инструктора. Не жалейте о финансовых затратах, ведь этот навык может когда-нибудь спасти вам жизнь. Самостоятельно заниматься практикой в безлюдном месте, как советуют на некоторых форумах, не стоит.

zanosy.jpg

Заключение

Занос автомобиля — явление опасное и непредсказуемое. Те, кто сталкивается с подобным впервые, чаще всего действуют прямо противоположным образом, нежели рекомендуют эксперты: паникуют, бросают руль или пытаются остановить машину с помощью тормозов. Такие действия только усугубляют ситуацию и увеличивают ее потенциальную опасность. Поэтому водителю обязательно требуется теоретическая подготовка и возможность отработать навыки на практике. Всегда помните, какой привод на вашей машине, и далее действуйте по одному из описанных в нашей статье алгоритмов.

Желаем вам безопасной езды!

Почему машину заносит на поворотах зимой

КАК УЦЕЛЕТЬ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ

Ежегодно число водителей в нашей стране увеличивается в среднем на 300 тысяч человек. Кому-то из них пришлось учиться водить машину зимой, в снег и гололед, и самые элементарные навыки езды в такую погоду они получили. Но большинство из новых обладателей свеженьких водительских удостоверений с наступлением холодов сталкиваются с гололедицей впервые. На очередном занятии нашей автошколы (предыдущее см. «Наука и жизнь» № 12, 2001 г.) об особенностях «зимней» езды новоиспеченным водителям рассказывает кандидат в мастера спорта по автомобильным гонкам Дмитрий Зыков. Впрочем, овладеть некоторыми специфическими «зимними» приемами полезно и опытным водителям.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Время, когда на зиму автолюбители ставили своих железных коней в гараж, прошло безвозвратно. Большинство водителей ездят теперь в любой сезон, в том числе и зимой. Однако зимняя езда требует особого внимания, аккуратности и определенных навыков. На некоторых особенностях управления автомобилем на скользкой дороге мы и остановимся.

Известно, что зимой безопаснее и проще ездить на полноприводном автомобиле, чем на машине с приводом на одну ось, а из последних для зимы предпочтительнее переднеприводные машины. Однако ни полный, ни передний привод не помогут, если водитель ошибается в элементарных ситуациях. Заметим, что приемы управления полноприводными машинами имеют массу особенностей и в экстренных случаях значительно отличаются от методов управления автомобилем с приводом лишь на одну пару колес.

На зимней дороге многие ситуации, которые летом на сухой дороге можно было просто проигнорировать, чреваты самыми серьезными последствиями.

Все дальнейшие рассуждения и рекомендации построены исходя из того, что во время движения колеса автомобиля должны вращаться (как бы банально это ни звучало). Дело в том, что у катящегося колеса пятно контакта с дорогой неподвижно, следовательно, сила трения, возникающая в этом месте, максимальна (величина силы трения покоя, как известно, максимальна). Стоит колесу заскользить, как сила трения резко падает — на льду на несколько порядков по сравнению с сухим асфальтом — и никакого воздействия на машину уже оказать не может.

Итак, разберем несколько наиболее типичных ситуаций, ошибки в которых могут привести к аварии.

На обледеневшей или просто скользкой дороге автомобиль не реагирует на поворот руля и продолжает двигаться прямо (рис. 1). Обычно в такой ситуации возникает желание повернуть руль еще круче. Делать этого нельзя! Круто повернутые колеса еще легче заскользят по дороге, и это приведет к полной потере управляемости. В этом случае верните руль в исходное положение и попробуйте еще раз плавно повернуть. Обычно получается.

Многие водители, помня уроки в автошколе, стараются в повороты входить плавно, постепенно увеличивая угол поворота колес (рис. 2а). Но достаточно чуть ошибиться в выборе скорости прохождения поворота, и передние колеса могут сорваться в скольжение. В такой ситуации ошибка заключается в неправильно выбранной траектории движения. Правильнее в момент входа в поворот повернуть руль на больший угол (рис. 2б), а на дуге либо его не менять, либо уменьшить. Чтобы на входе в поворот передние колеса не сорвались в скольжение, нужно «загрузить» их весом автомобиля. Сделать это несложно: в последний момент перед поворотом резко закройте газ или включите пониженную передачу. (Открыть или закрыть газ — нажать или отпустить педаль акселератора, соответственно увеличить или уменьшить подачу топлива и увеличить или уменьшить обороты двигателя.) Машина как бы «клюнет носом», пружины передней подвески сожмутся, сцепление передних колес с дорожным полотном достигнет максимума. В этот момент (он длится около 0,1 сек) и надо начать поворот. Сразу после начала поворота слегка открывают газ (чуть-чуть нажав на педаль акселератора). В совокупности такой прием называется «загрузка — поворот — тяга» (рис. 3).

На скользкой дороге нужно очень осторожно пользоваться тормозами, особенно в поворотах. Во многих случаях тормозную педаль лучше совсем не трогать. Например, если в повороте уже допущена ошибка, описанная выше, и колеса повернуты до упора, торможение с блокировкой колес (как его иногда называют — юз) приведет к полной потере управляемости. Машина просто будет скользить по дороге, как деревенские салазки. Если автомобиль попал в глубокий (по амплитуде) занос, торможение переведет его в боковое скольжение. Если же машина начала вращаться, то лучше на короткое время выжать сцепление, чем нажать на тормоз. Еще раз повторим: пока машина движется — колеса должны вращаться.

Как о страшном сне, забудьте о движении накатом на нейтральной передаче или с выключенным сцеплением. На ведущих колесах должен всегда оставаться «запас тяги». Управляют «тягой» педалью газа, это знает любой школьник, но приемов работы педалью акселератора существует много, и они различны для машин с приводом на передние, задние или все колеса. Особенно важно при езде в сложных условиях научиться действовать синхронно рулем и педалью газа.

При заносе заднеприводного автомобиля на скользкой дороге руль поворачивают в сторону заноса и полностью закрывают газ. Ведущие колеса замедлят вращение, и развитие заноса прекратится. На полноприводной машине нужно, повернув руль в сторону заноса, лишь прикрыть газ, то есть оставить некоторую тягу на колесах. Задние колеса замедлят вращение, развитие заноса прекратится, а на передних останется запас тяги, и они «вытянут» машину. На переднеприводном автомобиле следует «добавить газ». Здесь возможны два сценария: первый — передние колеса начнут проскальзывать, занос стабилизируется (машина поедет боком), а затем выровняется. Второй вариант — при нормальном сцеплении передних колес с дорожным покрытием при добавлении газа они попросту вытянут машину на нужную траекторию. На переднеприводном автомобиле передние колеса должны быть направлены в ту сторону, куда нужно двигаться. На скользкой дороге педалью газа работают очень плавно, избегая без необходимости резких нажатий.

Весьма полезной на скользкой дороге может оказаться и педаль сцепления. Оказывается, ею можно пользоваться не только для переключения передач, но и для управления машиной на скользкой дороге:

— если после заноса машина начала вращаться, кратковременное (!) выключение сцепления может остановить вращение;

— при трогании с места на льду сцепление поможет избежать пробуксовки ведущих колес: придерживая педаль, следите за тем, чтобы колеса не проскальзывали;

— при потере тяги в снежной целине (когда обороты двигателя начинают сильно падать) кратковременное выключение сцепления поможет поднять обороты;

— при экстренном торможении сцепление смягчит включение низших передач.

На последнем моменте остановимся чуть подробнее.

Такой прием называется торможением двигателем. Когда требуется снизить скорость, прикройте газ, обороты двигателя упадут, и машина поедет медленнее. Затем сделайте перегазовку, включите пониженную передачу, например после IV-й — III-ю, и опять прикройте газ.

Перегазовка — прием, который используется при переключении передач с высших на низшие. С ее помощью удается исключить резкое замедление ведущих колес и срыв их в скольжение. Последовательность выполнения приема такова: выключить сцепление, перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение, включить сцепление (попросту отпустить педаль), резко на короткое время открыть газ, затем одновременно вновь выжать сцепление и убрать газ, включить пониженную передачу, плавно включить сцепление. Последовательно переходя на низшие передачи, вплоть до I-й, можно замедлить движение машины почти до полной остановки, даже на льду. Этот прием очень полезен на скользких спусках, для замедления перед крутыми поворотами и даже просто перед светофорами в городе, где зимой очень часто бывает так называемый снежный накат.

Что же касается собственно торможения, то на скользких дорогах нужно применять только импульсный метод. Исполнять этот прием придется поучиться, но «овчинка стоит выделки». Существуют два метода импульсного торможения: прерывистое и ступенчатое. В случае прерывистого торможения нужно очень коротко, резко и многократно нажимать на педаль тормоза (рис. 4а). Колеса будут останавливаться лишь на мгновение и станут вращаться медленнее, чем перед каждым предыдущим нажатием на тормоз. В результате машина остановится быстрее, чем при торможении «на юз». Научиться этому приему несложно — выберите безопасную скользкую площадку и потренируйтесь сначала на небольшой скорости, увеличивая ее постепенно, по мере того, как научитесь чувствовать момент срыва колес в скольжение. Это один из важнейших элементов водительского мастерства.

Когда вы научитесь безошибочно определять грань усилия на тормозной педали, после которой колеса начинают скользить, можно перейти к отработке приема ступенчатого торможения. Суть его сводится к многократному быстрому нажатию на педаль тормоза с постоянно возрастающим усилием (рис. 4б). Каждый раз, немного не доводя до срыва колес в скольжение, нужно слегка отпускать педаль и мгновенно повторять нажатие с чуть большим усилием. Прием этот не прост, требует серьезной тренировки, но с его помощью удается уверенно остановить машину даже на самом скользком покрытии.

На переднеприводных автомобилях желательно освоить прием «газ — тормоз» — одновременное нажатие на педали (на тормоз — левой ногой, на педаль газа — правой). Этот прием не дает заглохнуть двигателю, и самое главное — позволяет легко поворачивать автомобиль на дуге задними (!) колесами. Если передние колеса автомобиля при входе в поворот заскользили и автомобиль перестал «слушаться руля», не отпуская педали газа, левой ногой слегка нажмите на тормоз. Задние колеса соскользнут в занос, машина займет правильное положение в повороте, одновременно несколько потеряв скорость. После этого плавно откройте газ. Передние колеса «вытянут» машину. Несколько упорных тренировок помогут поймать ощущение заноса, научат его контролировать. Тогда притормаживание левой ногой даст возможность ездить на переднеприводном автомобиле в «управляемом заносе». Таким способом удается уверенно проходить даже очень крутые и опасные повороты. Освоить прием тоже не просто, но не менее полезно, чем импульсное торможение. Сначала у вас будет постоянно глохнуть двигатель, но, когда вы научитесь дозировать усилие левой ноги на педали тормоза, все получится. Потренируйтесь.

В зимних условиях рычаг стояночного тормоза в умелых руках превращается из пассивного органа управления в активный. Особенно это важно для машин с автоматической коробкой передач и переднеприводных автомобилей. Он может заменить торможение левой ногой. Кратковременное притормаживание задних колес «ручником» вызовет их занос, и машина займет правильное положение на траектории поворота. Этот прием тоже требует тренировки. Здесь нужно научиться действовать рычагом уверенно, энергично и очень быстро, точно дозируя время его включения. В длинных плавных поворотах достаточно того, чтобы задние колеса только начали соскальзывать в занос, а чтобы вписаться в крутой поворот, иногда нужно заставить машину заскользить «веером», тогда «ручник» нужно придерживать заметно больше.

На скользкой дороге переходить на высшие передачи желательно с небольшой паузой на «нейтрали», чтобы сделать разгон более мягким. При включении пониженных передач рекомендуется пользоваться перегазовкой. Зимние условия требуют применения комбинированного торможения с последовательным включением пониженных передач, что позволит противодействовать возникновению заноса. Особенно важно комбинированное торможение для переднеприводных автомобилей.

Теперь поговорим о шинах, от них во многом зависит, насколько успешно будет выполнен тот или иной маневр. Уважающий себя водитель должен иметь два комплекта шин (летний и зимний), желательно с дисками, чтобы не создавать себе проблем на шиномонтаже при смене времени года.

Повысить устойчивость и управляемость на скользкой дороге помогут специальные зимние шины. Жесткие покрышки со стандартными шипами противоскольжения подойдут для загородных, сильно обледеневших дорог или дорог с укатанным снегом. Шипы должны располагаться на четырех дорожках, желательно, чтобы в пятне контакта шины с дорогой их было не менее 10-12. Для езды в городе, где дороги чистят и основную опасность представляет снежно-солевая каша, лучше подойдут более мягкие шины с высокими грунтозацепами. Шипованные колеса не должны быть широкими, чтобы повысить давление на грунт. А более широкие мягкие профилированные покрышки увеличивают пятно контакта с дорогой. Использовать зимой шины шире рекомендованных заводом — изготовителем автомобиля нельзя. Из-за малого удельного давления на грунт они будут постоянно скользить по дороге.

Некоторые водители устанавливают зимой на ведущую ось шипованные покрышки, а на второй оси оставляют летние шины. Так делать ни в коем случае не следует. Все четыре покрышки автомобиля должны быть одинаковой модели. «Разноколесица» приводит иногда к парадоксальным результатам. Например, у заднеприводного автомобиля появляется склонность к скольжению передних колес, а у переднеприводного — к заносу задних.

Зимой, еще больше, чем летом, опасно перекачивать колеса. Жесткое колесо с повышенным давлением имеет меньшее, чем предусмотрено заводом-изготовителем, пятно контакта с дорогой и может легко срываться в скольжение.

Зимой, как и летом, предпочтительнее использовать бескамерные шины. Они надежнее шин с камерами, не боятся мелких проколов проволоками от металлических щеток и даже гвоздями, мягче ведут себя на неровностях, легче шин с камерами и, следовательно, оказывают меньшее инерционное воздействие на подвеску.

Владельцы дорогих и не очень дорогих иномарок, оборудованных антиблокировочными системами (АБС), имеют некоторое преимущество при езде по скользким дорогам. АБС препятствует блокировке колес, и это позволяет тормозить в повороте, часто спасает автомобиль от возникновения заноса, дает преимущество в городском движении при дефиците дистанции.

Но вместе с плюсами АБС имеет и недостатки. Например, при попадании колес одного борта на лед или подбросе машины на неровности АБС, сохраняя устойчивость автомобиля, ухудшает его тормозную динамику.

Чтобы избежать таких ситуаций, на неровных скользких дорогах (например, раскатанное заснеженное загородное шоссе, по которому недавно проехал гусеничный трактор) используют импульсное торможение, хотя это и противоречит инструкциям. Импульсная работа педалью тормоза заставляет АБС включаться на максимальные тормозные усилия и в значительной степени снижает ослабление тормозной динамики.

На наших дорогах становится все больше современных импортных автомобилей, оснащенных дополнительными управляющими системами: автоматическими коробками передач, АБС, гидро- или электроусилителями руля и тормозов, противобуксовочными системами, круиз-контролем, дифференциалами повышенного трения и др. Однако любой водитель, управляющий таким автомобилем, должен понимать, что надеяться только на автоматику нельзя.

Как справиться с машиной, если ее зимой заносит на дороге?

«Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за заноса или сноса автомобиля, — рассказывает портал «За рулем». — Для начала определимся в понятиях. Занос — это нарушение движения автомобиля вдоль продольной плоскости колес. То есть когда начинает «гулять» задняя ось. А снос — это когда корректировки требует уже передняя ось машины.

Задний привод

Чтобы снизить риск возникновения заноса на зимней дороге, необходимо соблюдать скоростной режим, тормозить до поворота и загодя выбирать передачу, на которой вы этот поворот хотите проехать. Если дорога скользкая, лучше предпочесть передачу пониже, а автоматическую коробку перевести в ручной режим и выбрать, скажем, третью или вторую передачу.

Новость по теме

Работать педалями нужно плавно, но если необходимо быстро сбросить скорость перед поворотом, жмите на тормоз энергично и смело. Антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, как это нередко ошибочно утверждают, но позволяет сохранить контроль над автомобилем. Значит, есть шанс, повернув руль, уйти от препятствия или встречного автомобиля. Сократить тормозной путь способен усилитель экстренного торможения. Электроника увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет начать торможение чуть раньше, причем с максимально возможной интенсивностью.

На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости автомобиля ESP. Она препятствует развитию заноса или сноса автомобиля. Однако, если водитель перебрал со скоростью на входе в поворот, электроника сначала подтормозит ведущие колеса, а затем уменьшит подачу топлива, и вывести автомобиль из заноса газом окажется невозможно. Водитель превращается в зрителя.

В большинстве современных машин есть функция отключения системы ESP. Как правило, отключается при этом не сама система стабилизации, а противобуксовочная система ASR. Последняя работает совместно c прочими электронными помощниками. Отключать ASR надо, если машина застряла в сугробе или не может заехать в скользкий подъем. Тогда электроника не будет подтормаживать ведущие колеса, и преодолеть подъем будет проще.

Передний привод

Новость по теме

Этот тип привода самый популярный. Тянут и поворачивают машину тут передние колеса, потому главное правило — ни в коем случае не бросать газ. Даже если корма «пошла гулять» куда-то вбок — не страшно. Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте. И вновь важное правило — не трогайте тормоз, развернет!

На выходе из поворота, если перебрали с газом, переднюю ось может начать сносить на внешнюю часть виража. Пугаться не надо: на краю дороги снег, и шины за него зацепятся, остановив скольжение. Но лучше до этого не доводить, а поднять ногу с педали газа. Таким образом, водитель загружает передок автомобиля и повышает прижимную силу и, как следствие, сцепление за счет «торможения двигателем». Это позволяет стабилизировать машину и уменьшает вероятность сноса передней оси. Помните: чем меньше скольжений, тем стабильнее машина и безопаснее движение.

Полный привод

Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.

Про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.

Помните, приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед. Если зимняя дорога плохо очищена, освещена, просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот — заранее сбавьте скорость и будьте внимательны».

Как справиться с заносом — инструкция «За рулем»

Современные автомобили оснащают множеством электронных помощников. ABS, ASR, ESP, Brake Assist и другие в случае непредвиденной ситуации на дороге подстрахуют, выручат. Но слепо доверять электронике нельзя. Водитель сам должен уметь выходить из трудного положения, иначе ДТП не предотвратить. Более того, порой электроника может не помочь, а, напротив, помешать.

Чаще всего аварийные ситуации возникают из-за сноса или заноса автомобиля. Для начала определимся в понятиях. Занос — это нарушение движения автомобиля вдоль продольной плоскости колес. То есть когда начинает «гулять» задняя ось. А снос — это когда корректировки требует уже передняя ось машины.

Задний привод

Это классика. Ведущие колеса сзади, они толкают машину вперед, а поворачивают передние. Вот почему в повороте, как только водитель поворачивает руль, чтобы зайти в вираж, и резко нажимает газ, ведущие колеса срываются в пробуксовку и задняя ось стремится обогнать переднюю. Так и возникает занос. Бороться с ним нужно прежде, чем машину развернет на 180 градусов. Для этого поворачиваем руль в сторону заноса и плавно убираем тягу, то есть отпускаем педаль газа.

Для парирования заноса на заднем приводе нужно отпустить педаль газа и повернуть руль в сторону заноса.

И ни в коем случае не жмем на тормоз! Это только усугубит ситуацию.

Главное здесь — не замешкаться, работать рулем с опережением. Иначе автомобиль не стабилизируется после заноса, а пойдет в другой, потом в третий. Это называется ритмический занос. С каждым разом его амплитуда возрастает, и отловить машину становится все труднее. Особенно, как несложно догадаться, в зимнее время. Кончается это, как правило, плачевно – в кювете или на встречке.

Вот так ритмический занос выглядит в теории.

А вот так — на практике.

Чтобы снизить риск возникновения заноса на зимней дороге, необходимо соблюдать скоростной режим, тормозить до поворота и загодя выбирать передачу, на которой вы этот поворот хотите проехать. Если дорога скользкая, лучше предпочесть передачу пониже, а автоматическую коробку перевести в ручной режим и выбрать, скажем, третью или вторую передачу.

Чтобы не чувствовать себя как корова на льду, можно использовать внешнюю часть поворота. Там, как правило, много снега, а в середине и на внутренней части виража — лед. Шины цепляются за снег, таким образом, как говорят спортсмены, появляется «держак». Так поворот можно пройти безопаснее и быстрее.

Работать педалями нужно плавно, но если необходимо быстро сбросить скорость перед поворотом, жмите на тормоз энергично и смело. Система ABS не даст колесам заблокироваться. Антиблокировочная система не сокращает тормозной путь, как это нередко ошибочно утверждают, но позволяет сохранить контроль над автомобилем. А значит есть шанс, повернув руль, уйти от препятствия или встречного автомобиля. Сократить тормозной путь способна система Brake Assist — усилитель экстренного торможения. Электроника увеличивает давление в тормозной системе, не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет начать торможение чуть раньше, причем с максимально возможной интенсивностью.

На многих современных машинах независимо от типа привода есть и система курсовой устойчивости ESP. Она препятствует развитию заноса или сноса автомобиля. Безусловно, система полезная и поможет в трудной ситуации, но, увы, не панацея от всех бед. Если водитель перебрал со скоростью на входе в поворот, электроника сначала подтормозит ведущие колеса, а затем уменьшит подачу топлива, и вывести автомобиль из заноса газом окажется невозможно. Водитель превращается в зрителя.

В большинстве современных машин есть функция отключения системы ESP. Либо кнопкой, либо через меню борткомпьютера. Как правило, отключается при этом не сама система стабилизации, а противобуксовочная система ASR. Последняя работает совместно с ESP, ABS и прочими электронными помощниками. Отключать ASR надо, если машина застряла в сугробе или не может заехать в скользкий подъем. Тогда электроника не будет подтормаживать ведущие колеса, и преодолеть подъем будет проще.

Передний привод

На переднеприводном автомобиле главное – не бросать газ.

Этот тип привода самый популярный. Занос на переднеприводной машине возникает по той же причине, что и на заднем приводе. Резко дернул руль или затормозил — добро пожаловать в кювет!

Тянут и поворачивают машину тут передние колеса, потому главное правило — ни в коем случае не бросать газ. Даже если корма «пошла гулять» куда-то вбок – не страшно. Передние ведущие вывезут как на прямой, так и в повороте. И вновь важное правило — не трогайте тормоз, развернет!

На выходе из поворота, если перебрали с газом, переднюю ось может начать сносить на внешнюю часть виража. Пугаться не надо: на краю дороги снег, и шины за него зацепятся, остановив скольжение. Но лучше до этого не доводить, а поднять ногу с педали газа. Таким образом, водитель загружает передок автомобиля и повышает прижимную силу и, как следствие, сцепление за счет «торможения двигателем». Это позволяет стабилизировать машину и уменьшает вероятность сноса передней оси. Помните: чем меньше скольжений, тем стабильнее машина и безопаснее движение.

Полный привод

Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но.

Полноприводный автомобиль на льду — самый стабильный. Он до последнего будет цепляться всеми колесами за покрытие, но.

. срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым.
. срыв в занос полноприводной машины происходит резко, и к этому надо быть готовым.

У полноприводных автомобилей множество вариантов конструкций, которые в той или иной степени влияют на управление. Скажем, на машинах с подключаемой передней осью (таких как Volkswagen Amarok, Toyota Fortuner, Isuzu D-Max) можно воспользоваться приемами, актуальными для заднеприводных машин. Автомобили с вискомуфтами (Toyota RAV4, Honda CR-V, Ford Kuga) позволяют остановить задние колеса стояночной тормозной системой и воспользоваться некоторыми приемами для вождения переднеприводной машины. Есть и общие приемы управления: про тормоз в скользком повороте вновь забываем, поворачиваем руль в сторону заноса и держим газ. Отпустите педаль — и машина тут же заскользит наружу поворота всеми четырьмя колесами.

Полноприводный автомобиль до последнего цепляется за дорогу. Он самый стабильный из всех трех типов привода. Но срыв в скольжение происходит резко, и это надо учитывать. Работать газом в любом случае нужно плавно. При достаточной тяге машина останется управляемой.

Приемы контраварийного вождения применяют для исправления ошибки, которую водитель уже совершил. Не доводите до нее, прогнозируйте ситуацию наперед. Если зимняя дорога плохо очищена/освещена/просматривается или на ней лед, а впереди крутой поворот— заранее сбавьте скорость и будьте внимательны. Удачи на дорогах!

Фото: компании-производители

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *