Электробус для Москвы
Это инновационный транспорт – автобус на электрической тяге. Экологичный, маневренный, безопасный. Не привязан к контактной сети – заряжается на конечных остановках и в парках. Низкопольный, с климат-контролем, USB-зарядками и информационными экранами.
Маршруты электробуса
Осташковская улица — Широкая улица — Метро «Медведково» — Улица Лескова — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово — Метро «Лианозово» — Дмитровское шоссе — Метро «Физтех» — Улица Арсюкова — 9-я Северная линия
Работает только по будням
Проспект Будённого – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Улица Покровка – Улица Маросейка – Метро «Китай-город» – Метро «Лубянка»
Метро «Озёрная» – Никулинская улица – Улица Покрышкина – Метро «Юго-Западная» – Улица 26-ти Бакинских Комиссаров – Ленинский проспект – Площадь Гагарина – Метро «Ленинский проспект» – Метро «Октябрьская»
Метро «Озёрная» – Мичуринский проспект – Метро «Мичуринский проспект» – Метро «Раменки» – Метро «Ломоносовский проспект» – Ломоносовский проспект – Мосфильмовская улица – Бережковская набережная – Киевский вокзал
Сити – Метро «Международная» – МЦК «Деловой центр» – 1-й Красногвардейский проезд – Мантулинская улица – Трёхгорная мануфактура – Краснопресненская набережная – Конюшковская улица – Метро «Краснопресненская»
Сити – Метро «Международная» – МЦК «Деловой центр» – 1-й Красногвардейский проезд – Шмитовский проезд – Метро «Улица 1905 года» – Улица Пресненский Вал – Белорусский вокзал
ВДНХ (главный вход) – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Новомосковская улица – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Олимпийский проспект – Самотёчная площадь – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Трубная»
Северянинский путепровод – МЦК Ростокино – Проспект Мира – Метро «ВДНХ» – Метро «Алексеевская» – Рижский вокзал – Большая Переяславская улица – МЦД Каланчёвская – Метро «Комсомольская» – Метро «Красносельская» – Метро «Сокольники» – Улица Стромынка – Электрозаводская улица – Электрозаводский мост
Рижский вокзал – Метро «Марьина Роща» – ТТК – Улица Бутырский Вал – Метро «Белорусская» – Тверская Застава (Белорусский вокзал) – Улица Грузинский Вал – Улица Пресненский Вал – Метро «Улица 1905 года» – Шмитовский проезд – Стрельбищенский переулок
Берег Москвы-реки – Серебряный бор – Проспект Маршала Жукова – МЦК Хорошёво – Метро «Полежаевская»
Метро «Юго-Западная» – Метро «Проспект Вернадского» – Метро «Университет» – Метро «Ломоносовский проспект» – Мосфильмовская улица – Бережковская набережная – Киевский вокзал – Большая Дорогомиловская улица – Кутузовский проспект – Метро / МЦК «Кутузовская» – Метро «Парк Победы»
Дмитровское шоссе, 155 – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – Метро «Верхние Лихоборы» – МЦК и МЦД Окружная – Станционная улица – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – ВДНХ (южн.)
Уссурийская улица – Хабаровская улица – Щёлковское шоссе – Метро «Щёлковская» – Метро «Черкизовская» – Большая Черкизовская улица – Метро «Преображенская площадь» – Преображенская улица – Улица Стромынка – – Метро «Сокольники» – Русаковская улица – Метро «Красносельская» – Краснопрудная улица – Метро «Комсомольская»
Рижский вокзал – Метро «Марьина Роща» – Третье транспортное кольцо – Савёловский вокзал – Улица Верхняя Масловка (обратно: Петровско-Разумовская аллея) – Метро «Петровский парк»
Москворецкий рынок – Болотниковская улица – Варшавское шоссе – Нахимовский проспект – Метро «Нахимовский проспект» – Метро «Профсоюзная»
Платформа Новогиреево – Перовская улица – 1-я Владимирская улица – Шоссе Энтузиастов – Метро «Шоссе Энтузиастов» – Метро «Авиамоторная» – Метро «Площадь Ильича» – Улица Александра Солженицына – (обратно: Николоямская улица) – Метро «Таганская»
Базовская улица – Коровинское шоссе – Метро «Селигерская» – Дмитровское шоссе – Метро «Верхние Лихоборы» – Метро «Петровско-Разумовская» – Метро «Тимирязевская» – Метро «Дмитровская» – Савёловский вокзал (метро «Савёловская») – Улица Бутырский Вал – Метро «Белорусская» – Тверская Застава
Карамышевская набережная – Улица Народного Ополчения – Метро «Октябрьское поле» – МЦК Панфиловская
6-й микрорайон Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Алтуфьевское шоссе – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – ВДНХ (южн.)
МЦД Курьяново — Проектируемый проезд № 6276 — Курьяновская набережная — Донецкая улица — Улица Нижние Поля — Люблинская улица — Улица Судакова — Краснодонская улица — Метро «Волжская» — Улица Маршала Чуйкова — Зеленодольская улица (только в сторону метро «Волжская») — Метро «Кузьминки»
Ивановское – Саянская улица – Свободный проспект – Метро «Новогиреево» – Платформа Новогиреево – Вешняковская улица – Улица Старый Гай – Носовихинское шоссе – Метро «Новокосино» – Новокосинская улица – Салтыковская улица – Новокосино
Холмогорская улица – Ярославское шоссе – МЦК Ростокино – Проспект Мира – Метро «ВДНХ»
6-й микрорайон Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Улица Лескова – Широкая улица – Метро «Медведково» – Улица Малыгина – Анадырский проезд – Платформа Лось
Проспект Будённого – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Елоховская площадь – Новорязанская улица (Казанский вокзал)
4-й микрорайон Митина — Метро «Пятницкое шоссе» — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская»
Троицк (микрорайон «В») – Улица Полковника Милиции Курочкина – Улица Текстильщиков – Городская улица – Ватутинки – ЖК Ватутинки парк – Калужское шоссе – Центральная улица – Физическая улица – Улица Академика Черенкова – Октябрьский проспект – Академическая площадь
Рижский вокзал – Проспект Мира – Метро «Алексеевская» – Метро «ВДНХ» – Сельскохозяйственная улица – Метро и МЦК «Ботанический сад» – Берёзовая аллея – Метро и МЦК «Владыкино»
Улица Корнейчука — Белозерская улица — Улица Лескова — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово (только в сторону метро «Владыкино») — Угличкая улица — Илимская улица — Улица Пришвина — Метро «Бибирево» — Костромская улица — Инженерная улица — МЦД Бескудниково — Путевой проезд — Алтуфьевское шоссе — Метро «Владыкино»
ВДНХ (главный вход) – Улица Академика Королёва – Улица Дубовой Рощи – МЦД Останкино – Ботаническая улица – Улица Академика Комарова – Большая Марфинская улица – Метро «Владыкино»
Киевский вокзал – Бережковская набережная – Мосфильмовская улица – Улица Улофа Пальме – Улица Довженко
ВДНХ (южн.) – Метро «ВДНХ» – Проспект Мира – МЦК Ростокино – Улица Лётчика Бабушкина – Осташковская улица – Проезд Шокальского (обратно: Широкая улица) – Метро «Медведково» – Улица Грекова – Студёный проезд – Студёный проезд, 4
Красная Пахра – Калужское шоссе – Поворот на Былово – Троицк (Микрорайон «К») – Академгородок – ИЗМИРАН – Улица Старые Ватутинки – Ватутинки – Новые Ватутинки – Десна – Ракитки – Поворот на деревню Городище – Улица Старые Сосенки – Поворот на совхоз «Воскресенское» – Сосенки – Старопрокшинское шоссе – Бульвар Мечникова – Метро «Ольховая» – Улица Александры Монаховой – Газопровод – Мамыри – Профсоюзная улица – Метро «Тёплый Стан»
Метро «Филёвский парк» – Минская улица – Староволынская улица (обратно: Нежинская улица) – Больница № 1 – Веерная улица (обратно: Матвеевская улица – Нежинская улица) – Платформа Матвеевская
Метро «Парк Победы» – Улица Барклая – Метро «Багратионовская» – Большая Филёвская улица – Метро «Филёвский парк» – Минская улица – Кастанаевская улица – Метро «Пионерская» – Метро «Кунцевская» – МЦД Кунцевская (только в сторону метро «Филёвский парк») – Молдавская улица –Молодогвардейская улица – Ельнинская улица – Истринская улица – Дублёр Рублёвского шоссе – Ярцевская улица – Метро «Молодёжная» – Партизанская улица – Улица Академика Павлова
Метро «ВДНХ» — Проспект Мира — МЦК «Ростокино» — Ярославское шоссе — МКАД — МЦД Марк — МЦД Лианозово
МЦД Грачёвская – Талдомская улица – Бескудниковский бульвар – Метро «Верхние Лихоборы» – МЦД Окружная – Метро «Владыкино» – Метро «Ботанический сад» – Улица Вильгельма Пика – Метро «ВДНХ» – ВДНХ (южн.)
Метро «Верхние Лихоборы» – Бескудниковский бульвар – Улица 800-летия Москвы – Дубнинская улица – МЦД Лианозово
Метро «Верхние Лихоборы» – Бескудниковский бульвар – Дегунинский проезд – Дубнинская улица – Керамический проезд – МЦД Бескудниково
Камчатская улица – Хабаровская улица – Байкальская улица – Щёлковское шоссе – Метро «Щёлковская» и автовокзал «Центральный» – 2-й Иртышский проезд – Амурская улица – Восточный вокзал – Метро «Черкизовская» и МЦК «Локомотив» – Большая Черкизовская улица – Метро «Преображенская площадь» – Электрозаводская улица – Электрозаводский мост
Беловежская улица – Сколковское шоссе – Совхоз «Заречье» – Торговая улица – Проспект Генерала Дорохова – ТТК – Кутузовский проспект – Набережная Тараса Шевченко (обратно: Бережковская набережная) – Киевский вокзал
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — 1-й Митинский переулок — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская»
Беловежская улица – Сколковское шоссе (обратно: Вяземская улица) – Можайское шоссе – Метро «Славянский бульвар» – Площадь Ромена Роллана – Метро «Филёвский парк»
Метро «Парк Победы» – Кутузовский проспект – Метро + МЦК «Кутузовская» – Большая Дорогомиловская улица – Киевский вокзал + метро «Киевская» – Бородинский мост – Смоленская площадь – Метро «Смоленская» – Садовое кольцо – Метро «Маяковская»
Метро «ВДНХ» — Проспект Мира — МЦК «Ростокино» — Ярославское шоссе — Федоскинская улица, 9
Улица Зенитчиков — 1-й Пенягинский проезд — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Новотушинский проезд — Метро «Волоколамская» — МЦД Трикотажная — Походный проезд — Улица Фабрициуса — Сходненская улица — Метро «Сходненская»
Улица Кравченко – Проспект Вернадского – Метро «Университет» – Метро «Ломоносовский проспект» – Мичуринский проспект – Улица Косыгина – Бережковская набережная – Киевский вокзал
Крылатское – Улица Крылатские Холмы – Рублёвское шоссе – Крылатская улица – Улица Нижние Мнёвники – Проектируемый проезд № 1075 (обратно: Проектируемый проезд № 1077) – Метро «Терехово»
Платформа Новогиреево – Свободный проспект – Метро «Новогиреево» – Большой Купавенский проезд – Улица Чечулина (обратно: Челябинская улица) – Южное Измайлово
Метро «Парк Победы» – Метро «Кутузовская» – Кутузовский проспект – Большая Дорогомиловская улица – Киевский вокзал – Бережковская набережная – Улица Косыгина – Смотровая площадка (Воробьёвы горы) – Улица Косыгина – Площадь Гагарина – Метро «Ленинский проспект» – Метро «Октябрьская» – Улица Большая Якиманка – Болотная площадь
Митино Парк — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Метро «Пятницкое шоссе» — Муравская улица — Село Рождествено — Мир Митино
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — Митинская улица — Новотушинский проезд — Метро «Волоколамская» — МЦД Трикотажная — Улица Василия Петушкова — 3-й микрорайон Сходненской Поймы
Осташковская улица – Метро «Медведково» – Широкая улица – Улица Лескова – Мурановская улица – Улица Пришвина – Метро «Бибирево» – Улица Плещеева – Бибиревская улица – Инженерная улица – МЦД Бескудниково – Путевой проезд – Алтуфьевское шоссе – Сигнальный проезд – Метро «Владыкино»
8-й микрорайон Митина — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Пятницкое шоссе — МЦД Трикотажная — Волоколамское шоссе — Метро «Тушинская» — Метро «Сокол» — Ленинградский проспект — Метро «Аэропорт» — Метро «Динамо» — Белорусский вокзал (только в сторону Митина) — 1-й Боткинский проезд — Больница имени Боткина
Осташковская улица – Широкая улица – Метро «Медведково» – Улица Грекова – Студёный проезд – Северодвинская улица – Тайнинская улица – Улица Лётчика Бабушкина – Улица Менжинского – Метро «Бабушкинская» – Улица Молодцова – кольцом: Полярная улица – Проезд Дежнёва – Ясный проезд
Метро «Верхние Лихоборы» – Бескудниковский переулок – Дмитровское шоссе – Метро «Петровско-Разумовская» – Метро «Тимирязевская» – Метро «Дмитровская» – Савёловский вокзал (метро «Савёловская») – Новослободская улица – Метро «Новослободская» – Долгоруковская улица – Садовое кольцо – Самотёчная площадь
Метро «Нагорная» – Улица Ремизова – Севастопольский проспект – Улица Винокурова – Новочерёмушкинская улица – Улица Шверника – Улица Гримау – Метро «Академическая» – Улица Дмитрия Ульянова – Дарвиновский музей – Университетский проспект
Метро «ВДНХ» – Проспект Мира – МЦК Ростокино – Ярославское шоссе – МКАД – Метро «Медведково»
Метро «Физтех» — Долгопрудненское шоссе — Лихачёвский проезд — Первомайская улица — МФТИ
Метро «Верхние Лихоборы» – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – МЦД Марк – Новодачное шоссе – МЦД Новодачная – Новодачная улица – Улица Академика Христиановича – МЦД Долгопрудная
Метро «Озёрная» – Очаковский путепровод – Рябиновая улица – Верейская улица – Аминьевское шоссе – Кутузовский проспект – Метро «Славянский бульвар» – Метро «Парк Победы» – Метро / МЦК «Кутузовская» – Набережная Тараса Шевченко – Киевский вокзал
Метро «Бибирево» – Костромская улица – Алтуфьевское шоссе – Инженерная улица – МЦД Бескудниково – Путевой проезд – Улица Декабристов – Метро «Отрадное» – Отрадная улица – Отрадный проезд – Сигнальный проезд – Метро «Владыкино»
Ясный проезд – Улица Молодцова – Сухонская улица – Улица Менжинского – Метро «Бабушкинская» – Енисейская улица – Осташковская улица
6-й микрорайон Бибирева — Алтуфьевское шоссе — Метро «Алтуфьево» — Череповецкая улица — МЦД Лианозово — Метро «Лианозово» — Новодачное шоссе — МЦД Марк — Улица Академика Флёрова — Улица Академика Алиханова — Дмитровское шоссе — Посёлок Северный
Абрамцевская улица – Череповецкая улица – Метро «Алтуфьево» – Улица Лескова – Мурановская улица – Улица Пришвина – Метро «Бибирево»
Метро «Выхино» – Вешняковская улица – Улица Старый Гай (обратно: Реутовская улица) – Носовихинское шоссе – Метро «Новокосино» – Никольско-Архангельский проезд – 2-й Московский крематорий
2-й Московский крематорий – Метро «Новокосино» – Новокосинская улица – Салтыковская улица – Большая Косинская улица – Платформа Косино – Златоустовская улица – Платформа Ухтомская – Город Люберцы – Станция Люберцы – Инициативная улица – Некрасовка
Крылатское – Улица Крылатские Холмы – Рубежный проезд – Рублёвское шоссе – Метро и МЦД Кунцевская – Аминьевское шоссе (обратно: Верейская улица – Рябиновая улица – Можайское шоссе) – Аминьево
МЦД Курьяново — Проектируемый проезд № 6276 — Курьяновская набережная — Донецкая улица — Батайский проезд — Метро «Марьино» — кольцом: Люблинская улица — Улица Перерва — Метро «Братиславская» — Братиславская улица — Новомарьинская улица
Метро «Верхние Лихоборы» – Дмитровское шоссе – Метро «Селигерская» – Северный проезд – Посёлок Северный
9-й микрорайон Кожухова — Лухмановская улица — Святоозерская улица — Метро «Улица Дмитриевского» — Каскадная улица — Платформа Косино — Большая Косинская улица — Суздальская улица — Метро «Новокосино» — Южная улица — Станция Реутово
Рижский вокзал – ТТК – Улица Гаврикова – Спартаковская площадь
Холмогорская улица – Ярославское шоссе – Проезд Серебрякова (обратно: Северо-Восточная хорда) – Метро «Ботанический сад»
Киевский вокзал – Бережковская набережная – 1-й Сетуньский проезд – 4-й Сетуньский проезд
Метро «ВДНХ» – 1-я Останкинская улица – Ботаническая улица – Алтуфьевское шоссе – Улица Хачатуряна – Метро «Отрадное» – Улица Пестеля – Улица Бестужевых – Алтуфьевское шоссе – Путевой проезд (обратно: Инженерная улица) – МЦД Бескудниково
Крылатское – Осенний бульвар – Метро «Крылатское» – Рублёвское шоссе – Крылатская улица – Островная улица – Спортцентр «Крылатское»
Платформа Перово — Улица Плющева — Зелёный проспект — Метро «Перово» — 2-я Владимирская улица — Перовская улица — Платформа Новогиреево
4-й микрорайон Митина — Улица Барышиха — Дубравная улица — Метро «Митино»
Троицк (микрорайон «В») — Улица Полковника Милиции Курочкина — Улица Текстильщиков — Городская улица — Ватутинки — Калужское шоссе — Центральная улица — Физическая улица — Микрорайон «К» — Госплан — Минзаг
Троицк (Микрорайон «В») – Улица Полковника Милиции Курочкина – Улица Текстильщиков – Городская улица – Ватутинки – Калужское шоссе – Проектируемый проезд № 7166 – Поворот на Пыхчево – Лесное – Поворот на Яковлево – Поворот на Евсеево – Деревня Евсеево – Яковлевская улица – Яковлево – Черепово – Поворот на Южное – Армейская улица – Новые Ватутинки – Чароитовая улица – Нововатутинский проспект
Троицк (Микрорайон «В») — Фабричная площадь — Большая Октябрьская улица — Проектируемый проезд № 7040 — Дорожная улица — Посёлок Птичное — Центральная улица — Улица Александра Печерского — Рабочая улица (только в сторону Троицка) — Первомайское (только в сторону Троицка) — Анкудиново — Власово — 1-я Железнодорожная улица — МЦД Крёкшино
3-й микрорайон Новокосина — Улица Николая Старостина — Суздальская улица — Метро «Новокосино» — Городецкая улица — Салтыковская улица — Метро «Улица Дмитриевского» — Улица Дмитриевского — Метро «Лухмановская» — Проектируемый проезд № 45 — Проектируемый проезд № 598 — Покровская улица — Проспект Защитников Москвы — 3-й квартал Люберецких Полей
МЦД Остафьево — Проектируемый проезд № 7161 — Новотроицкое шоссе — Ватутинки Парк — Улица Старые Ватутинки — Городская улица — Улица Текстильщиков — Большая Октябрьская улица — Октябрьский проспект — Улица Академика Черенкова — Троицк (Микрорайон Солнечный)
Большая Юшуньская улица – Метро «Каховская» – Улица Каховка – Улица Обручева – Севастопольский проспект – Нагорная улица – Метро «Нагорная»
4-й микрорайон Митина — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — Дубравная улица — Метро «Митино» — Улица Генерала Белобородова — Пенягинское шоссе — Большая Воскресенская улица — МЦД Павшино
4-й микрорайон Митина — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — Митинская улица — Метро «Митино» — 1-й Митинский переулок — Путилковское шоссе — Улица Саломеи Нерис — Братцево — Улица Героев Панфиловцев — Планерная улица — Метро «Планерная» — Улица Свободы — Молодёжная улица (Химки) — Новокуркинское шоссе — 12-й микрорайон Куркина — Стокманн
Братцево — Улица Саломеи Нерис — Посёлок Новобратцевский — 1-й Митинский переулок — Митинская улица — Метро «Митино» — Метро «Пятницкое шоссе» — Пятницкое шоссе — Улица Барышиха — Дубравная улица — Метро «Митино» — Улица Генерала Белобородова — Волоцкой переулок — 1-й Пенягинский проезд — Улица Рословка
3-й микрорайон Строгина — Улица Исаковского — Улица Маршала Катукова — Таллинская улица — Метро «Строгино» — Улица Твардовского — Улица Кулакова — Мякининский проезд — 4-я Мякининская улица (только в сторону Таллинской улицы) — МКАД — МЦД Трикотажная (только в сторону 8-го микрорайона Митина) — Волоколамское шоссе — Метро «Волоколамская» — Новотушинский проезд — Митинская улица — Метро «Митино» — Дубравная улица — Улица Генерала Белобородова — 8-й микрорайон Митина
Троицк (микрорайон «В») — Улица Полковника Милиции Курочкина — Улица Текстильщиков — Городская улица — Ватутинки — Калужское шоссе — Центральная улица — Физическая улица — Красная Пахра — Поворот на Поляны — Былово
Рижский вокзал – Трифоновская улица – МИИТ – Минаевский переулок (обратно: Новосущёвская улица) – Тихвинская улица
«Метро «Краснопресненская» – Большая Никитская улица (обратно: Никитский бульвар, Метро «Арбатская», Улица Новый Арбат, Конюшковская улица) – Тверской бульвар – Метро «Чеховская» – Страстной бульвар – Улица Каретный Ряд – Краснопролетарская улица – Селезнёвская улица – Метро «Достоевская» – Улица Советской Армии – Метро «Марьина Роща» – Шереметьевская улица – Звёздный бульвар
Звёздный бульвар – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Улица Советской Армии – Метро «Достоевская» – Самотёчная площадь – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Трубная» – Улица Петровка (обратно: Неглинная улица) – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
Нагатинский затон – Коломенская набережная – Затонная улица – Судостроительная улица – Кленовый бульвар – Улица Новинки – Метро «Коломенская» – Нагатинская набережная – Платформа Нагатинская – Варшавское шоссе – 1-й Нагатинский проезд
Болотная площадь – Метро «Полянка» – Метро «Добрынинская» – Садовое кольцо – Метро «Павелецкая» – Садовническая улица (обратно: Космодамианская набережная) – Большой Москворецкий мост – Красная площадь – Метро «Китай-город» – Метро «Лубянка»
Метро «Нагорная» – Криворожская улица – Учебный комбинат Мосгортранс – Варшавское шоссе – Метро «Варшавская» – Черноморский бульвар – Метро «Чертановская» – Чертановская улица – Сумской проезд – Днепропетровская улица – Улица Красного Маяка – Метро «Пражская» – Кировоградская улица – Метро «Южная»
«Метро «Нагатинская» – Варшавское шоссе – МЦК «Верхние Котлы» – Новоданиловский проезд – Новоданиловская набережная – Нагатинская набережная – Метро «Коломенская» – Проспект Андропова – Коломенский проезд – Музей «Коломенское»
Уссурийская улица – Уральская улица – Метро «Щёлковская» – Метро «Первомайская» – Первомайская улица – Метро «Партизанская» – Ткацкая улица – Вельяминовская улица – Метро «Семёновская» – Большая Семёновская улица – Метро «Электрозаводская» – Метро «Бауманская» – Спартаковская улица – Старая Басманная улица – Улица Покровка – Улица Маросейка – Метро «Китай-город»
Новокосино – Новокосинская улица – Метро «Новокосино» – Носовихинское шоссе – улица Старый Гай – Платформа Новогиреево – Метро «Новогиреево» – Зелёный проспект – Метро «Перово» – 2-я Владимирская улица – Шоссе Энтузиастов – Метро «Шоссе Энтузиастов» – Метро «Авиамоторная» – Метро «Площадь Ильича» – Николоямская улица – улица Солянка – Метро «Китай-город»
Осташковская улица – Метро «Медведково» – Заревый проезд – Проезд Шокальского – Полярная улица – Проезд Дежнёва – Метро «Бабушкинская» – Енисейская улица – Метро «Свиблово» – Метро «Ботанический сад» – Сельскохозяйственная улица – Метро «ВДНХ» – Улица Академика Королёва – Шереметьевская улица – Метро «Марьина Роща» – Метро «Достоевская» – Метро «Цветной бульвар» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
6-й мкр. Бибирева – Метро «Алтуфьево» – Мурановская улица – Метро «Бибирево» – Бибиревская улица – Улица Декабристов – Метро «Отрадное» – Улица Хачатуряна – Алтуфьевское шоссе – Ботаническая улица – Улица Академика Королёва – Метро «ВДНХ» – Метро «Алексеевская» – Рижский вокзал – Метро «Проспект Мира» – Метро «Сухаревская» – Сретенка – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
8-й микрорайон Митина — Улица Генерала Белобородова — Дубравная улица — Метро «Митино» — Митинская улица — Пятницкое шоссе — Метро «Пятницкое шоссе» — 1-й Митинский переулок — Путилковское шоссе — Улица Саломеи Нерис — Братцево — Бульвар Яна Райниса — Метро «Сходненская» — Химкинский бульвар — Захарково — Улица Свободы — Восточный мост — Волоколамское шоссе — Больница РЖД — Метро «Сокол» — Ленинградский проспект — Метро «Аэропорт» — Метро «Динамо» — Белорусский вокзал — 1-я Тверская-Ямская улица — Метро «Маяковская» — Тверская улица — Пушкинская площадь — Метро «Охотный Ряд» — Театральная площадь — Метро «Лубянка» — Метро «Китай-город»
ТМК/Сибур – Сколтех – Матрекс – Большой бульвар – Технопарк – (заезд в обе стороны: Улица Кулибина – Улица Николы Теслы – Орбион (МЦД Сколково)) – Хадасса Медикал –Татнефть
Тише, чище, быстрее: как электробусы за 5 лет «захватили» Москву
В этом году проекту московского электробуса исполняется пять лет. Согласитесь, это хороший повод для обзора короткой истории длинного пути.
Первый опытный ЛиАЗ-6274 проходил эксплуатацию в филиале «Центральный» ГУП «Мосгортранс» в январе — июле 2017 года. В конце октября 2017‑го в Москве прошли публичные слушания, где впервые были представлены планы по ежегодной закупке электробусов для российской столицы. По постановлению мэра Москвы Сергея Собянина было решено с 2021 года полностью отказаться от закупки автобусов с ДВС в пользу электробусов. Градоначальник поставил задачу заместить треть столичного пассажирского парка с дизельными моторами к 2024 году, а к 2030‑му полностью перевести парк ГУП «Мосгортранс» на современный экологически чистый транспорт.
В мае 2018 года правительство Москвы провело два открытых аукциона на поставку новейших электробусов российского производства. По результатам торгов ведущие отечественные машиностроители ПАО «КАМАЗ» и «Группа ГАЗ» поставили заказчику по 100 электробусов с обслуживанием по контракту жизненного цикла, подразумевающему использование электробусов в течение 15 лет.
Торжественный запуск первых электробусов на маршруте «т73» датирован 1 сентября 2018 года. В сентябре 2018‑го стартовало серийное производство полностью низкопольных 12‑метровых электробусов ЛиАЗ-6274 общей вместимостью 85 человек. До конца 2018 года новый транспорт вышел на маршруты «т80», «т76» и «649». Синий цвет кузовов электробусов ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 с логотипом ГУП «Мосгортранс» превратился в символ технического прогресса и реализованных инноваций.
В 2021 году в Москве открылось сборочное производство электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ). Это позволяет сократить сроки сборки, поставки, обслуживания транспорта и сэкономить на логистике. Созданные производственные мощности рассчитаны на изготовление до 500 электробусов в год. В Москве будут выполнять около 20 сборочных операций, от установки дверей и отделки салона до оснащения программным обеспечением для управления узлами и агрегатами подвижного состава.
Конструктивно ЛиАЗ-6274 и КАМАЗ-6282 идентичны, поскольку построены в рамках одного техзадания, но отличия все-таки есть. Например, у ЛиАЗа зависимая передняя подвеска со стабилизатором поперечной устойчивости, а у КАМАЗа спереди — «многорычажка». Это позволяет машине из Ликино-Дулево входить в повороты фактически без крена. Комплект тягового оборудования включает электропортальный мост ZF AVE130 с двумя электродвигателями номинальной мощностью 2х60 кВт (2х125 кВт на максимуме). В базовой комплектации с завода идут литий-титанатные батареи (LTO), а на заказ опционально доступны литий-марганцевые (NMC). При энергоемкости батарей 77 кВт.ч срок их службы составляет 15 000 циклов. Сервисные специалисты пристально следят за ресурсом компонентов и не допускают их износа в ущерб безопасности. Скажем, всесезонные шины КАМА NU301 TL размерностью 295/80R22.5 меняют после пробега 150 тыс. км, если только предельный износ протектора не наступит раньше.
По словам Александра Сенина, технического директора сервисной компании «Группы ГАЗ», зарядку батарей можно проводить одним из трех способов. Наиболее востребованный представляет собой ультрабыструю зарядку в течение 10 минут силой тока до 500 А через пантограф от внешней зарядной сети (300 кВт). Быстрая зарядка (1–2 часа) характеризуется силой тока 200 А от внешней сети пистолетного типа (150 кВт). Реже всего применяется ночная зарядка (4–6 часов) через бортовую зарядную станцию мощностью 11 кВт силой тока 20 А от промышленной сети 380 В.
Водители осуществляют зарядку в парках и на конечных остановках. Одной зарядки бортовых накопителей хватает на пробег около 60 км, а это один-два круга на маршруте. Электробус способен проехать и больше, однако по инструкции нельзя допускать падение заряда более чем наполовину. В итоге на подзарядку направляется техника со степенью зарядки 60–70 %. Ультрабыстрая зарядка позволяет восстановить потенциал батарей с 50 до 100 % всего за шесть-семь минут. Максимальный суточный пробег с подзарядками составляет до 300 км, автономный ход — до 60 км. По современным меркам это неплохие показатели.
На данный момент электробусы базируются в четырех филиалах ГУП «Мосгортранс» на шести эксплуатационных площадках. Например, ЛиАЗ-6274 «гнездятся» на территории 6‑го троллейбусного парка, филиала «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс». По отзывам технических специалистов, электробусы обоих брендов полностью оправдывают ожидания. Они без сбоев работают и летом, в жаркую погоду, и зимой, в сильные морозы. Единственное, что на них негативно сказывается, — это обилие жидких химреагентов: ими щедро поливают проезжую часть. В то же время все затраты, связанные с поддержанием электробусов в исправном состоянии, несут производители в рамках контракта жизненного цикла.
По условиям договора, заключенного ПАО «КАМАЗ» с ГУП «Мосгортранс» в начале 2021 года на поставку 350 единиц КАМАЗ-6282 вместимостью 85 человек, контракт жизненного цикла продлится до 30 ноября 2036 года. В 2021 году «Мосгортрансу» впервые поставлены электробусы габаритной длиной 12,35 м, изготовленные на производственной площадке КАМАЗа в Москве, на СВАРЗе. Первые электробусы московской сборки вышли на регулярные маршруты в июне 2021 года, спустя два месяца после ввода сокольнической площадки в строй. И они зарекомендовали себя неплохо, поскольку ничем не отличаются от изготовленных в Татарстане.
Не открою Америки, если скажу, что переход на экологически чистый транспорт — не чья-то прихоть или амбиции, а общемировая тенденция. Все больше городов на разных континентах выбирают электробусы в качестве основного вектора развития наземного городского пассажирского транспорта. Если говорить о России, то можно вспомнить Санкт-Петербург, где активно закупаются электробусы с ночной подзарядкой в парке. Во Владивостоке, впервые во всем дальневосточном регионе, электробусы с ультрабыстрой зарядкой вышли на маршрут № 90. В Тюмени российские электробусы успешно работают на экспресс-маршруте из города в аэропорт и обратно.
Сегодня речь идет не только об одиночных электробусах, но и о сочлененных. В частности, на данный момент в Москве проходит тестовую эксплуатацию первый российский электробус-«гармошка» КАМАЗ-6292 габаритной длиной 18,7 м, вмещающий 162 пассажира. Новинка обслуживает московский маршрут «т34» с высоким пассажиропотоком и 42 остановками между метро «Парк Победы» и метро «Юго-Западная». Он проходит как по широким проспектам, так и по узким улицам. Одна из конечных точек находится возле парковой площадки, где осуществляется зарядка. С начала тестирования (30 декабря 2021 года) сочлененный КАМАЗ-6292 перевез свыше 8500 пассажиров и проехал более 2300 км.
Через девять месяцев опытный образец будет возвращен изготовителю для анализа уязвимых мест и возможности устранить так называемые детские болезни. Все выявленные недоработки и недостатки будут фиксировать, анализировать и исправлять. С этой целью в ежедневном режиме инженеры КАМАЗа собирают информацию о работе электробуса и передают их на производство. Такой алгоритм вызван необходимостью усовершенствования конструкции и доведения электробуса до стандартов, установленных правительством Москвы. Готовится своя 18‑метровая электробусная «гармошка» и у «Группы ГАЗ». Ее название — e-CityMax 18.
Подход специалистов ГУП «Мосгортранс» к выбору современного подвижного состава очень взвешенный. Прежде чем говорить о закупке того или иного вида электробусов, они должны быть уверены в том, что машины отвечают всем предъявляемым требованиям. Они должны иметь высокий КТГ и комфортабельный салон с местами для маломобильных групп пассажиров. Помимо этого, подготовка зарядной инфраструктуры должна осуществляться без дополнительных затрат.
Реализуя перспективный проект, «Мосгортранс» не варится только в собственном соку. Он принимает активное участие в международных форумах, конференциях, круглых столах, профильных выставках. Российский перевозчик пристально следит за мировыми трендами, всегда готов к диалогу и обмену опытом с зарубежными коллегами. Как бы ни масштабировалась дальнейшая судьба проекта «Московский электробус», обратной дороги нет: современный экологически чистый транспорт на десятилетия украсит улицы Белокаменной. Он уже стал своеобразной визиткой Москвы и символом реализованного технического прогресса.
Артем Бурлаков,
начальник службы энергетических и инновационных проектов ГУП «Мосгортранс»
В настоящее время в Москве работает 1000 электробусов на 68 муниципальных маршрутах. Три четверти из них (750 ед.) приходится на КАМАЗы, одна четверть (250 ед.) — на ЛиАЗы. С начала ввода в эксплуатацию новая техника проехала более 60 млн км и перевезла свыше 150 млн пассажиров.
Учитывая, что электробусы 2018 года еще не отработали и треть установленного срока, говорить об их списании преждевременно, даже заявленный срок службы кузова составляет 12 лет. Те или иные решения о судьбе транспортных средств будут приняты исходя из реальной ситуации только после окончания контракта жизненного цикла, никак не раньше. В течение 15 лет со дня покупки оба производителя должны обеспечивать бесперебойный выход на линию каждого электробуса. Комплексное решение продиктовано практикой рационального использования пассажирской техники, минимизации простоев и повышения КТГ парка.
В планах на 2022 год закупка еще 450–500 электробусов. Объемы закупки рассчитываются не только исходя из потребностей транспортного оператора. Решение принимается по итогам рассмотрения комплекса вопросов, связанных с подготовкой зарядной инфраструктуры, адаптации эксплуатационных площадок под инновационный транспорт и производственных возможностей поставщиков. К концу 2023 года в парке «Мосгортранса» будет более 2000 электробусов.
Подписка на рассылку материалов Автопарка
Собянин открыл первый маршрут электробусов в Москве
Первого сентября в столице появился новый вид общественного транспорта — электробусы. Первая экомашина вышла на 73-й троллейбусный маршрут, который связывает Бибирево с ВДНХ. Движение открыл мэр Сергей Собянин. До конца года планируется, что электробусы пустят по пяти маршрутам.
Первый месяц поездки на электробусах будут бесплатными. Город так же поступил и при запуске Московского центрального кольца — пассажиры обживали новый транспорт, присылали свои замечания, которые помогали устранить недостатки.
По своей комплектации и набору сервисов для пассажиров электробус ничем не отличается от автобусов и трамваев. Салон вмещает 85 человек, установлены климат-контроль, видеонаблюдение, зарядки для гаджетов, есть доступ в интернет. Машина низкопольная, сама наклоняется к остановке. Но в отличие от своих дизельных собратьев почти бесшумна и гораздо экологичнее.
«Очень важно, что в России создается техника мирового уровня, — подчеркнул Сергей Собянин. — Отрабатываются технологии, которые только начинают применяться в больших мировых городах. Москва идет в тренде. В течение ближайших двух лет мы получим достаточный опыт эксплуатации электробусов, который поможет нам уже в 2021 году полностью отказаться от закупки дизельных автобусов».
Как рассказал заммэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в субботу на маршрут вышла первая машина, еще две выставлены у главного входа на ВДНХ, их могут рассмотреть все желающие. Планируется, что уже к понедельнику на маршруте будут работать семь электробусов. Они уже в Москве, заканчивается их наладка. До конца года Москва получит 100 электробусов, еще 100 — в марте. До конца этого года электробусы пойдут по пяти маршрутам — ориентировочно это будут автобус N Т25 и троллейбусы N 83, 42, 76 и 36.
Все экомашины закупают по 15-летнему контракту жизненного цикла, что ставит производителя полностью в ответе за состояние техники. Все недоработки он обязан ликвидировать за свой счет. В будущем до 2021 года Москва планирует закупать по 300 электробусов, а затем полностью отказаться от покупки дизельных автобусов.
Тем временем
По первому участку Некрасовской линии метро, от «Некрасовки» до «Косино», поехали поезда. Пока пустые. Пассажиров они возьмут на «борт» в конце года. Такие сроки назвал мэр Москвы Сергей Собянин, осмотрев в минувшую пятницу новые станции. По словам главы города, все четыре станции нового участка готовы. Осталось провести «обкатку» путей и благоустроить территорию у наземных павильонов метро.
«Например, Некрасовка вместе со станцией получит благоустроенное пространство, насыщенное соцобъектами, — сказал Собянин. — Здесь построят физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейнами и спортзалами. Еще появится общественно-деловой центр с социальными службами и офисом МФЦ». На стартовом отрезке — «розовой» ветки, напомню, четыре станции: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского» и «Косино». Последняя станет частью транспортно-пересадочного узла. Отсюда, а еще с железнодорожной платформы Рязанского направления, можно будет перейти на станцию «Лермонтовский проспект». Откроется ТПУ в конце 2019 года. Тогда же планируется запустить вторую часть Некрасовской ветки — от «Косино» до «Нижегородской улицы».
Всего на «розовой» линии подземки будет восемь станций. Ветка пройдет от Некрасовки через районы Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино, Рязанский и Нижегородский. Она разгрузит Таганско-Краснопресненскую линию — одну из самых «густонаселенных» в столичной подземке. Открытия метро ждут около 800 тысяч человек. Местные жители сейчас много времени тратят на дорогу по «пробкам» до «фиолетовых» станций, а с запуском новых до центра Москвы они смогут добраться в среднем за полчаса.
Подготовил Сергей Жуков
Как устроены электробусы
Летом 2019 года Москва заняла третье место мирового рейтинга стран по числу бесплатных точек доступа Wi-Fi, обойдя Нью-Йорк, Лондон и Токио.
Почему в Москве появились электробусы
Переход на экологичный городской транспорт — один из приоритетов устойчивого развития и одна из главных целей мировых городов. Власти мегаполисов уделяют особое внимание экологической ситуации и пытаются не просто найти альтернативу привычным видам транспорта, но и утвердить долгосрочные стратегии развития.
По темпам развития Москва в авангарде: сейчас столица лидирует по числу электробусов в одном городе – в прошлом году общее количество машин этого типа достигло тысячи единиц.
Электробусы в Москве появились почти четыре года назад — первый рейс был совершен 1 сентября 2018 года. Параллельно город полностью отказался от закупки дизельных автобусов — с 2021 года их число постепенно сокращается.
Как используют электробусы сегодня
Сейчас электробусы следуют по 72 маршрутам — как в центре Москвы, так и в более отдаленных районах, но при этом число единиц транспорта на каждом маршруте различается. Нужное количество электробусов определяют с помощью анализа данных: в салонах установлены системы автоматизированного подсчета пассажиров, которые позволяют контролировать загрузку.
Без подзарядки электробус может проехать около пятидесяти километров: это примерно два-три полных круга по маршруту. Заряжают транспорт на специальных станциях быстрой зарядки — они расположены не только в автобусных парках, но и прямо на конечных остановках по путям следования. Обычно зарядка занимает 6-10 минут, после чего электробус снова отправляется на маршрут. При этом зарядные станции унифицированы: электробусы от разных производителей (их изготавливают сразу два автомобильных завода — КАМАЗ и ГАЗ, а электробусы КАМАЗ дополнительно собирают на специальном экозаводе СВАРЗ) могут заряжаться на одной и той же станции. Несмотря на высокотехнологичность, обслуживание электробусов обходится городу совсем недорого: так, единожды зарядить электробус стоит примерно 370 рублей – как билет в кинотеатр.
Несмотря на сходство с обычным автобусом, разница в управлении транспортом есть: чтобы управлять электробусом, водители электробусов проходят дополнительное обучение. Установленные в электробусах двигатели почти бесшумны, но при этом динамичны — автобус разгоняется значительно быстрее электробуса и может развивать большую скорость. Поэтому перед тем, как начать работать на электробусе, водители проходят специальные курсы и учатся отдельным пилотажным фигурам: например, на конкурсе профессионального мастерства одним из самых сложных элементов считается маневрирование при постановке электробуса на зарядку.
Почему электробусы считаются экологичным транспортом
Электробусы не используют механические тормоза и не выбрасывают в воздух токсичные вещества. Замена одного дизельного автобуса на электробус уменьшает выбросы углекислого газа на 60 тонн в год: для поглощения такого количества вредных веществ потребовалось бы высадить полсотни гектаров соснового леса. Годовое использование электробусов сокращает выбросы в атмосферу на 40 тысяч тонн, и это число будет увеличиваться вместе с ростом электробусной сети. Постепенный переход на электротранспорт также существенно уменьшает количество попадающих в Москву-реку вредных веществ.
Главной проблемой массового производства электрического транспорта в прошлом веке стали технические сложности, связанные с обслуживанием: постоянная подзарядка батарей и многоступенчатый ремонт представлял собой гораздо большую сложность, чем производство самого электромобиля. Сегодня эти нюансы решаются благодаря созданию развитой городской инфраструктуры для электротранспорта — в первую очередь общественного.
Среди всех видов экологичного общественного транспорта электробус считается наиболее мобильным и маневренным. В отличие от троллейбуса, его не требуется подключать к контактной сети — это позволяет транспорту быстрее передвигаться и не зависеть от внештатных ситуаций на дорогах (легко объезжать неправильно припаркованные машины или места дорожно-транспортных происшествий). В сравнении с привычным общественным транспортом в электробусе меньше сложных механических частей, что создает минимальные требования к инфраструктуре — нет необходимости строить пути или вешать провода, а еще упрощает ремонт и позволяет городу сократить затраты на него на десять процентов.
Электробус адаптирован к резким температурным перепадам, что особенно важно поздней осенью и ранней весной, когда непредсказуемые погодные условия часто затрудняют дорожное движение в городе. Температурный диапазон использования московских электробусов составляет 80 градусов — они могут работать при любой погоде от -40 до +40. Эта выдающаяся статистика получила наглядное подтверждение на практике: уже четвертый зимний сезон для столичного экотранспорта обходится без серьезных сбоев.
Различаются ли электробусы между собой
С каждым новым поколением электробусы становятся комфортнее и безопаснее — причем как для пассажиров, так и для водителей. В последних версиях электробусов в кабину добавили отдельную систему кондиционирования, а на лобовом стекле установили шторки с электрическим приводом, защищающие от солнечных лучей — в таких условиях водителям удобнее работать в летний сезон. Пассажирам справиться с жарой, помимо системы климат-контроля, помогают тепловые завесы дверей — когда двери открываются летом, в салон попадает прохладный воздух. Зимой система работает по обратному принципу: при открытии дверей подается теплый воздух, который позволяет поддерживать комфортную температуру салона.
Внутреннее оформление общественного транспорта также постепенно меняется — так, в электробусах используют прочное износостойкое покрытие, которое почти не скользит, а поручни на накопительных площадках дополнены мягкими панелями, на которые удобно облокотиться. При этом даже привычные элементы получают функциональное наполнение — в электробусах последних поколений большинство мест оборудовано USB-разъемами для зарядки смартфонов и других гаджетов, причем не только стандартного формата, но и популярного сейчас Type-C.
Почему электробус называют инклюзивным транспортом
На сегодняшний день электробус лучше всего подходит для перемещения маломобильных пассажиров. Московские электробусы спроектированы с учетом основных параметров транспортной инклюзивности: низкие полы без перепадов высоты и широкие входные пространства позволяют людям с ограниченными возможностями пользоваться общественным транспортом без затруднений. В салоне также предусмотрены специальные места для инвалидной коляски и для собаки-поводыря, рядом с которыми находится кнопка вызова водителя на случай необходимости. Кроме того, в электробусах нового поколения установлены динамики для информирования слабовидящих пассажиров о направлении движения. Особенности электродвигателя позволяют электробусу передвигаться более плавно, чем автобусу, а низкий уровень шума делает поездку более комфортной для всех пассажиров.
Фото: пресс-служба ГУП «Мосгортранс»