Какой реальный срок годности у трансмиссионного масла?
От прошлой замены трансмиссионки в канистре осталось 1,5 литра. На этом масле веста проехала 40тыс.км. Залито было 2,5 литра. Поехал в свой любимый магаз докупить литруху. Мужик с трудом нашёл запылившуюся банку, со словами: никто не берёт Роснефть.
— А срок годности какой?
— О ёпт, да уже… да забирай бесплатно
Мелочь, но приятно. Судя по наклейке, ещё годно масло до конца 20ого года. Но ведь как в сказке оно не свернётся ровно в полночь в последний день гарантии♂️
Вчера ездили погулять с семьёй в Ярославль. В оба конца 450км. За рулём я на отцовской весте, батя кайфовал с пивком и дышал перегаром
Во время поездки я обратил внимание на вой коробки, он чуть сильнее чем на моём кроссе. Отсюда и родилась идея сменить масло. К тому же полусинтетику нужно менять в два раза чаще чем синтетику.
Кто чего думает по поводу срока годности сей жидкости?
Всех с Новым Годом и приближающимся Рождеством !
Цена вопроса: 0 ₽ Пробег: 55 000 км
2 января 2020 Метки: расходники
Срок годности моторного масла
Моторное масло, даже если вы храните его в закрытой таре из металла или пластика, тоже может «испортиться». У этого продукта имеются установленные сроки годности (обычно о них информирует потребителя производитель). Длительность хранения может и изменяться — на нее влияют такие факторы, как состав, вид тары и соблюдение/несоблюдение потребителем определенных требований. Срок хранения современной синтетики/полусинтетики — примерно пять лет, минералки — до трех. Можно ли пользоваться просроченным маслом? Что оказывает влияние на срок и свойства состава и как поступить, если вы приобрели «некондиционную» смазку? Расскажем в этой статье.
Почему полезно знать сроки годности
- у вас осталось неиспользованное масло, купленное 2 или 3 года назад, возможно, в неповрежденной упаковке;
- вы собираетесь использовать для движка остатки масла — долить, заменить, но не знаете, не повредит ли это «сердцу» вашего автомобиля.
Моторное масло является технической, а не пищевой жидкостью, так что период его хранения обычно мало кого интересует. Но пренебрегать сроком годности этого продукта не рекомендуется, а чтобы рассчитать его, нужно узнать дату производства.
О стандартах
К моторному маслу существуют требования, регламентированные ГОСТ. Нас интересуют следующие:
- 1-2015. Тут можно ознакомиться с классами (зимними и летними), группами по сфере использования, классами вязкости, способами тестирования и результатами для конкретной продукции. Этот пункт принял МГС 10 декабря 2015 г.;
- 12337-84. Из него можно узнать о технических условиях для масел, предназначенных для дизелей, марках, различных требованиях, правилах приемки, способах и результатах тестирования различных смазок, гарантии производителя и хранении;
- 10541-78. Содержит аналогичные сведения, но касающиеся маркировки, перевозки, хранения. Здесь также есть данные о гарантии производителя.
Где искать срок годности
На упаковке любого типа для хранения смазки можно обнаружить этикетку, наклеенную сзади. Срок годности отсчитывается с даты, когда продукцию изготовили, залили в емкость и маркировали ее перед поступлением в продажу.
Способ указания даты производства отличается в зависимости от страны, где работает бренд:
- отечественные производители указывают на этикетке стандартную дату: день, месяц, год;
- дата изготовления зарубежной продукции зашифрована в номере партии – эта маркировка наносится на производстве после того, как продукцию разольют по упаковкам.
Синтетика и минеральное масло в закрытой таре: срок годности
Период времени, в какой можно применять упакованную жидкость, зависит от его компонентов и бренда.
Синтетика отличается от минералки:
- Срок хранения синтетических и полусинтетических масел большинства известных брендов — не менее 5 лет. Отсчитывается с даты розлива жидкости в заводских условиях по емкостям для хранения. Но есть и исключения, способные прослужить только 3-4 года.
- Срок службы минеральных составов короче — до 3 лет. Их структура быстрее изменяется, следовательно, ухудшается качество и утрачиваются нужные для корректной эксплуатации характеристики и свойства.
Лишь производитель может сообщить точные сроки службы продукции своего бренда. К тому же на пригодность смазки влияют сроки хранения, тип тары и наличие/отсутствие ее герметичности. Если условия хранения нарушены, теоретически срок службы масла способен сократиться в 1,5-2 раза.
Чтобы сохранить заявленный рабочий ресурс жидкости, следите за целостностью и герметичностью тары, защищайте ее содержимое от контакта с атмосферным воздухом и лучами солнца, берегите от перепадов температур и вибраций.
Моторные масла бренда Shell хранятся в закрытой оригинальной канистре до 4 лет.
Срок годности во вскрытой канистре
В ГОСТах 1510-84 и 10541-78 обозначено время хранения смазки при вскрытой таре — 3 года. В этот временной период техническая жидкость хранится и используется по потребностям движка.
Если вы вскрыли «дизельную» смазку, она «проживет» меньше — не более 2 лет. Если она хранится дольше, то неизбежно контактирует с воздухом и светом, а в результате окисляется. Причина такого краткого срока службы простая: масло для дизелей имеет сложный химический состав, оно насыщено присадками, а они легко «портятся» и распадаются на отдельные компоненты.
Если вы хотите сохранить прежний срок годности, но тара уже вскрыта, поменяйте ее:
- на металлическую — она надежно защитит жидкость от нежелательных контактов с внешней средой;
- на пластиковую или металлическую бочку небольшого объема (чем выше литраж, тем больше в ней окажется воздуха, портящего продукт), бочку храните в заполненном до краев виде.
В пластиковых бутылках хранить техническую жидкость нежелательно: они обычно прозрачны, к тому же полимер может взаимодействовать с компонентами смазки.
Заметьте, что производители, обозначающие 2–3-летний срок хранения в открытой таре, не советуют пользоваться открытым маслом уже спустя год после вскрытия упаковки. В иных случаях вся ответственность лежит на владельце автомобиля.
Срок годности масла в моторе
Смена смазки, рекомендуемая производителями и масел, и машин, должна производиться ежегодно — или после каждых 10 тыс. км. Спустя год или после такого пробега структура продукта и качество присадок меняются. Масло постепенно утрачивает смазывающий эффект, то есть становится практически бесполезным. Следовательно, оно служит примерно 12 месяцев после того, как вы залили его в мотор. Причем «я почти никуда не ездил» в этой ситуации не аргумент. Даже если автомобиль все это время стоял в гараже, масло потребуется сменить. Оно так или иначе испорчено нежелательными контактами — например, с чем-либо загрязняющим.
Что случится с маслом от долгого хранения
Бытует мнение о производителях, намеренно снижающих срок годности, чтобы стимулировать продажи. Ничего подобного не существует, а реальность такова, что длительное хранение ухудшает нужные для эксплуатации свойства продукта: оно не смазывает, не служит защитой от коррозии и т. д. Портится масло даже в закрытых емкостях — просто со временем изменяются его химические свойства.
Просрочка имеет следующие серьезные последствия:
- Первоначальные характеристики жидкости ухудшаются или утрачиваются полностью.
- Присадки выпадают в осадок — полностью или частично.
- Ухудшаются вязкость и температура застывания.
- Сульфатная зольность — уже не оптимальные 1,5-2 %.
- Масляный фильтр загрязняется отложениями.
- Горючее может преждевременно воспламеняться, выпускающие клапаны прогорают.
- Удельный вес продукта уже не прежний.
Свойства ухудшаются не одновременно и не моментально после завершения срока годности. Деградация характеристик идет постепенно, и предсказать возникновение критической ситуации практически невозможно.
Но этот процесс может начаться значительно раньше, если вы храните жидкость неправильно. Если не обратить внимания на требования и долить в мотор «просрочку», смешав ее с новой жидкостью, ничего ужасного не случится. Но перед доливкой проверьте старую смазку — есть ли осадок, изменились ли оттенок, запах, вязкость, плотность.
Главный неприятный момент при доливке старого масла в мотор — это повышение угара.
Что делать с просроченным моторным маслом
Любой продавец в автосалоне, не говоря уже о консультантах производителя или завода-изготовителя автомобилей, не посоветует вам пользоваться просроченным маслом именно из-за ухудшившихся рабочих качеств.
Но если продукт качественный, а просрочен он ненамного, стоит проверить его по следующим параметрам:
- приглядитесь к продукту, не выпал ли осадок, — это нехороший признак;
- оцените текстурные характеристики — рабочая жидкость не должна быть мутной или с пузырями.
Если ничего не осаждается, не помутнело и не пузырится, можете доливать масло в двигатель. Но если планируется полная замена масла, обязательно приобретите свежее.
Известно несколько случаев, когда смазка умудрялась сохранять рабочие качества спустя 6-10 лет. Вероятно, владельцы добились таких результатов, четко соблюдая абсолютно все правила хранения, указанные производителем, но такая ситуация — все же исключение из правил.
Если масло хранили в открытом виде, после истечения срока не стоит применять его: велик риск, что изначальные рабочие качества утрачены и оно не сможет выполнять функцию защиты вашего мотора. Это касается любой смазки, не сумевшей пройти вышеуказанные тесты. Жидкость мутная? Неприятно пахнет? Дно емкости почернело от осадочных отложений? Отправьте масло на утилизацию.
Куда девать просрочку, уже непригодную к использованию по прямому назначению? Есть варианты:
- Передайте ее на перерабатывающее предприятие, чтобы дать ей «вторую жизнь», если такое есть в вашем регионе.
- Передайте в специальную компанию, занимающуюся переработкой отходов.
- Используйте для бытовых нужд. Просрочкой можно защитить деревянные конструкции, пустить ее на обогрев помещений, смазывать механизмы или использовать как антикоррозийный состав.
Чего делать категорически не рекомендуется — это сжигать просроченную рабочую жидкость, а также сливать ее на землю или в воду. Это наносит вред природе, и к тому же за подобные действия могут оштрафовать.
Признаки просрочки
Просроченную смазку вы легко узнаете по следующим визуально заметным признакам:
- Вид осадка. Если отложения не объемные, еле заметны — ничего страшного. Но если осадок плавает в жидкости кусками в 1 мм или более, или толстым слоем, как ил в грязной реке, лежит на дне емкости — эту продукцию применять нельзя, если не хотите испортить двигатель.
- Помутнение. Оттенок жидкости отличается: местами темный, местами светлый.
- Наличие пузырей, особенно крупных и/или многочисленных. В жидкости воздух, такое масло непригодно к использованию.
Чтобы четко увидеть все подробности, потребуется воспользоваться прозрачной тарой, хотя бы пластиковой бутылью. На свету вы сразу увидите состояние масла.
Правильное хранение моторного масла в летнее и зимнее время
Выбирая хранилище, необходимо помнить, что эта техническая жидкость обладает способностью впитывать влаги и является легковоспламеняемым веществом.
Чтобы свойства масла сохранились при хранении, создайте ему следующие условия:
- Температурный режим: от +18 до +40 °C. Оптимально хранить при 20-22 °C.
- Уровень влажности воздуха — 25-60%.
- Исключите контакт технической жидкости с воздухом и УФ-лучами.
- Защитите ее от проникновения воды и любых других сторонних жидкостей. Достаточно одной капли, чтобы испортить всю упаковку.
- Защитите содержимое тары от загрязнений. Попадание в смазку посторонних предметов, даже если они мельчайшие (песчинки, кусочки гравия, мелкий мусор) совершенно недопустимо. В будущем могут пострадать трущиеся элементы мотора — на них появятся задиры и зазубрины, и поломка станет вопросом времени.
Если вы храните смазку в зимний период, появляются дополнительные условия:
- Вам не нужны перепады температур. Если хранение смазки гаражное, поддерживайте температуру 20-24 °C. Если отапливать или утеплить гараж невозможно, перенесите упаковку в дом, квартиру или техническое помещение с отоплением.
- Оберегайте смазку от замораживания. Если от холода она кристаллизуется, а затем разморозится, часть характеристик жидкости будет утрачена. Произойдет расслоение присадок, а после заливки ее в мотор последствия могут быть непредсказуемы.
- Если масло долго пробыло в условиях пониженной температуры, обязательно взболтайте его перед заливкой — это предотвратит образование осадка.
Если следовать вышеуказанным рекомендациям, масло сохранит свой рабочий ресурс на весь заявленный производителем срок.
Масло для двухтактных моторов: сколько оно прослужит
Если у вас есть мототехника или моторная лодка, а также иная техника с двухтактным движком, вас заинтересует, сколько хранится масло для этих моторов. Оно сохраняется 5 лет, если упаковка сохраняет герметичность. Условия хранения аналогичные — никаких скачков температуры, солнца, воздуха и влаги, мусора в таре. Также срок годности смазки укорачивает ее микс с бензином. Но если уже смешали — поддерживайте те же условия при хранении.
Для упаковки используйте емкость из стали с плотно закрывающейся крышкой или держите смазку с бензином в бачке сельскохозяйственной техники для сада. Перед применением техническую жидкость, хранящуюся в отдельной емкости, встряхните, чтобы предотвратить или устранить начавший образовываться осадок. Если смесь уже «перестояла», осадок загустеет и намертво прикипит к дну емкости. В этом случае — только утилизация, это уже негодная жидкость.
Выводы
Срок годности моторного масла является важным параметром, определяемым с учетом лабораторных тестов и опыта его практического применения. Может показаться, что ограничения навязываются производителями искусственно, но в реальности цель ограничений иная: защитить и моторы, и автолюбителей.
Со временем свойства масел (как и многих химических веществ) изменяются, ранее указанные характеристики становятся неактуальными — они не соответствуют действительности. Просроченная продукция утрачивает эффективность, характерную для нее в течение обозначенного производителем срока эксплуатации. Но «преклонный возраст» смазки не несет серьезной угрозы вашему мотору — конечно, если в ней нет мусора или крупного осадка. Если вы будете использовать старую смазку, она просто не оправдает ваших ожиданий, ее применение окажется менее результативным.
Используя «свежий» товар, приобретенный у официального дилера, покупатель не разочаруется в его качестве и останется лоялен к бренду. Соблюдение сроков хранения открытых и закрытых емкостей с моторным маслом гарантирует его безопасное использование.
Срок годности трансмиссионного масла
Прежде всего, стоит определиться с терминами. Срок годности любого продукта обозначен на его фабричной упаковке. Что касается трансмиссионного масла, то можно смело заливать в КПП в течение пяти лет после изготовления на заводе-производителе.
Срок службы смазки в агрегатах трансмиссии обусловлен ее качеством, конструкцией КПП и условиями эксплуатации автомобиля. Поэтому, но может варьироваться от 20000 до 10000 км пробега.
Масло в трансмиссии предназначено для:
- защиты от износа трущихся поверхностей КПП;
- минимизации потери энегрии;
- отвода тепла от поверхностей трения;
- снижения ударных нагрузок, вибрации и шума.
Замена масла в коробке передач
Для замены масла в коробке передач должны присутствовать уважительные причины – изменилась вязкость, кислотность, противоизносные, антикоррозионные и антиокислительные свойства. Эти параметры изменяются вследствие повышенной загруженности трансмиссии, жесткого температурного режима, интенсивности загрязнения пылью, водой и продуктами износа трущихся поверхностей.
Наиболее благоприятным режимом для КПП считается езда по скоростной магистрали. Если ее принять за единицу, то нагрузка при поездке по грунтовой дороге составит 1,66, пот городу – 1,89, по горным серпантинам – 1,94, а по грунтовому проселку – 2,21.
Ускорение окислительных процессов и рост отложений заметно возрастает при повышенной температуре в КПП. При этом снижаются противоизносные, противозадиристые свойства смазки.
Надежная защита от влаги и пыли обеспечивает продолжительность срока эксплуатации. Пыль в КПП невозможно компенсировать никакими присадками. Вода резко снижает износоустойчивость и способность смазки противодействовать образованию задиров. К примеру, всего лишь 5% воды увеличивают размер пятки износа в два раза, а нагрузку сваривания уменьшает более чем в два раза.
Срок годности трансмиссионного масла напрямую зависит от его качества и состава. Главная причина замены – изменение физико-химических характеристик. В процессе эксплуатации постепенно изменяется его вязкость, кислотность и содержание активных компонентов присадки. В результате детали трансмиссии подвергаются повышенному износу. Герметизация узлов – условие чистоты и эффективности трансмиссионного масла.
Когда следует произвести замену масла, вы можете узнать в Инструкции по эксплуатации вашего автомобиля, а купить необходимые расходники и автозапчасти на allzap.com.ua!
Срок хранения трансмиссионного масла
Как правило, многие автолюбители полагают, что различные технические жидкости и ГСМ не имеют срока годности, то есть их можно хранить сколько угодно, после чего заливать в автомобиль. На самом деле, срок годности трансмиссионных масел, моторных масел и других технических жидкостей ограничен. Также на срок годности масла для двигателя или коробки передач напрямую влияют условия хранения.
Другими словами, в разных условиях срок хранения трансмиссионного масла или масла для ДВС будет отличаться. Далее мы рассмотрим, какой срок годности масла трансмиссионного, а также моторного масла с поправкой на разные условия хранения указанных типов смазочных материалов.
Срок годности трансмиссионного масла и моторного масла
Начнем с того, что трансмиссионные масла используются в коробках передач, редукторах, зубчатых передачах, раздаточных коробках (раздатках) и т.д. Основная задача — создание устойчивой масляной пленки на деталях для защиты от сухого трения и прямого контакта сопряженных нагруженных поверхностей.
Что касается масел для АКПП и вариаторов, в этом случае используется особая трансмиссионная жидкость, которая выполняет целый ряд задач (передача момента в ГДТ, рабочее тело в гидроблоке для управления АКПП и т.д.).
В любом случае, как моторные, так и трансмиссионные масла, жидкости ATF, масла для раздаточных коробок, редукторов и других механизмов имеют в своем составе большое количество разных присадок, которые позволяют получить нужные свойства смазочного материала с учетом особенностей и условий его работы.
Если говорить о трансмиссионных маслах, со временем такие продукты после заливки в агрегат загрязняются, а также теряют свои свойства. Жидкость перестает защищать коробку при высоких и низких температурах, активизируются окислительные процессы, старое масло не способно эффективно противостоять коррозии.
Именно по этой причине требуется выполнять регулярную замену трансмиссионного масла. Однако в этом случае все более или менее понятно, так как масло «работает» в агрегате и «стареет», присадки активно срабатываются.
Что же касается масла, которое хранится в таре и не используется, в этом случае может показаться, что срок хранения не ограничен, так как жидкость не «работает» в агрегате, на нее не воздействует агрессивная среда и т.д.
На самом деле, производители указывают на таре дату производства масел не зря. Также изготовители отдельно упоминают, что срок хранения составляет не более 5-и лет от даты изготовления. Более того, такой срок определен для герметично закрытой на заводе тары с маслом, которая хранится в рекомендуемых условиях.
Производители указывают, что масло можно хранить при температуре от +10 до +25. Более высокие температуры могут привести к тому, что преждевременно начинаются окислительные процессы. В свою очередь, температура ниже рекомендуемой может стать причиной выпадения осадка и появления отложений.
Получается, трансмиссионное масло можно хранить в сухом месте, температура не должна быть выше + 25 градусов и не ниже +10, также не допускается попадание прямых солнечных лучей. В этом случае срок хранения качественных продуктов известных производителей составляет 5 лет.
Естественно, если тара была вскрыта, помещение влажное или не отапливаемое, происходит сильное колебание температур, тогда такое масло может потерять свойства намного раньше положенного срока (изменить вязкость, «набрать» влаги, окислиться и т.п.).
Вполне очевидно, что, если речь идет об использовании небольшого количества «на долив» (например, около 1/10 от общего объема), использовать жидкость при острой необходимости можно. Однако заливать такое масло в коробку, в мосты или в раздатку в полном объеме в рамках замены настоятельно не рекомендуется.
Теперь перейдем к моторному маслу. Как и в случае с трансмиссионными маслами, срок его службы и хранения также ограничен. Присадки и добавки «стареют», что влияет на срок годности моторного масла.
Как правило, срок хранения не отличается от масел для трансмиссии и составляет все те же 5 лет (для закрытой на заводе упаковки). Также температура хранения должна быть не ниже +10 градусов по Цельсию и не выше + 25. Это справедливо как для минеральных масел, так и для синтетических.
Если учесть, что смазка имеет ограниченный срок хранения, заливать просроченное моторное масло можно, однако не рекомендуется, так как производитель в этом случае не гарантирует полного сохранения заявленных свойств продукта. Другими словами, свежее масло должно улучшить работу двигателя или КПП, однако если залить масло с истекшим сроком годности, ожидаемых улучшений может не произойти.
При этом также нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что использование такого масла обязательно приведет к поломке или значительному сокращению ресурса. Однако постоянно использовать просроченные смазочные материалы все же не рекомендуется.
В чем хранить трансмиссионное масло или моторные масла
Как правило, на срок годности моторного масла или срок хранения масла трансмиссионного большое влияние оказывает тара или емкость, в которой хранится смазка.
Лучшим решением является хранение в заводской упаковке. При соблюдении условий хранения, смазка может храниться в такой емкости весь указанный срок. Если же заводской тары нет, тогда нужно подбирать наиболее подходящий вариант.
С учетом того, что УФ излучение может негативно воздействовать на смазочную жидкость, лучшим решением является герметично закрытая железная канистра. Такая емкость защищает от солнечных лучей. Единственное, современные масла с большим количеством присадок хранить в железных емкостях слишком долго все же не рекомендуется. Есть риски протекания химических реакций и выпадения осадка. Так или иначе, но на практике срок годности масла в канистре обычно самый большой.
Что касается пластиковых канистр и бутылок, в этом случае такую тару можно использовать только для кратковременного хранения. Дело в том, что пластик с легкостью может вступить в химическую реакцию с маслом.
Если же говорить о стекле, такие емкости отличаются низкой надежностью, могут растрескиваться, после чего частицы стекла попадают в масло, а также хуже всего защищают смазку от солнечного света, что также влияет на свойства смазочного материала.
Еще добавим, что перед использованием после длительного хранения необходима проверка масла перед тем, как залить его в агрегат. Сразу отметим, наличие незначительного осадка в таре допускается, однако это является поводом для детальной проверки.
Способ достаточно простой. Потребуется лист чистой белой бумаги, на который нужно капнуть немного масла, наклонив лист так, чтобы масло растеклось по нему. Если при осмотре масляного пятна на листе видные темные вкрапления, примеси, частицы, тогда использовать смазку не стоит. Также обратите внимание на цвет. Ровный янтарный цвет для моторного масла является нормой. Трансмиссионное масло для МКПП и РКПП обычно светлое и полупрозрачное, для АКПП может быть малинового, красноватого или желтоватого оттенка.
Если же масло сильно светлое или, наоборот, сильно потемнело, видны примеси, сгустки и т.п., изменилась вязкость, прозрачность, запах, тогда такую смазку лучше не использовать. Если же масло долго хранилось, исследуется просроченное моторное масло, его вполне можно взять на долив при условии того, что оно не вызывает подозрений по внешним признакам.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что масло трансмиссионное и моторное имеет ограниченный срок годности. При этом после снятия крышки (разгерметизации заводской упаковки) срок хранения масла может значительно сократиться.
По этой причине необходимо приобретать масла, которые не являются просроченными. Также нужно обращать внимание, в каких условиях хранится масло. Даже при условии того, что смазка относительно «свежая» (срок годности должен быть нанесен на упаковку в виде маркировки), однако на тару попадают прямые солнечные лучи, масло хранится в сильной жаре или на морозе и т.п., тогда от покупки такого продукта лучше отказаться.